СИМВОЛИЗМ ПУТИНА

Чем выше уровень человека, тем меньше у него возможности делать что-то «просто так». «Просто так» — это значит не задумываясь о последствиях для самого человека и для окружающих. Но чем больше влияние этого человека, тем большее значение имеет его действие, слово; с кем встречается, где встречается. И зная это, человек не имеет право действовать случайным образом. Слишком велика ответственность. И мы не можем рассматривать действия наделенных большой ответственностью людей как спонтанные. Особенно действия публичные.

Меру влияния в мире Президента России В.В. Путина невозможно переоценить. И поэтому наше внимание привлекла его встреча в рамках неформального предновогоднего саммита лидеров стран СНГ. Точнее его публичные встречи один на один. Для этих встреч он выбрал эскиз к картине «Явление Христа Народу».

Здесь нужно пояснить, что в Русском Музее выставлена не собственно картина, а один из эскизов. Собственно картина – полотно размером 5,4х7,5 метров находится в Третьяковской Галерее. И сразу возникает вопрос: Почему для фона встречи Первого лица нашей страны и первых лиц дружественных нам стран выбрано заведомо вторичное полотно? (Эскиз всегда вторичен по отношению к основной картине.) Собрание Русского Музея располагает огромным количеством шедевров мирового уровня. Значит дело в сюжете картины.

В Истории есть события, которые делят её, — Историю, — на До и После. И в этом ключе картина «Явление Христа Народу» Александра Иванова символична вдвойне.

Во-первых. Это явление воскресшего после смерти Христа. Момент, когда он покинул человеческую сущность и, поправ смерть, перешел в сущность божественную. Для человека религиозного – это новый Бог, новая Вера. Для ученого – это смена эпохи преобладания политеизма на эпоху преобладания монотеизма. Можно спорить о содержании явления, но нельзя отрицать, что Мир уже не будет прежним. История четко разделилась на До и После.

Во-вторых. Картина создавалась в течение 20 лет и была завершена в 1857-м году. После этого экспонировалась на ряде выставок. Однако в связи с одной из ключевых фигур картины, – освобожденного раба, — картину часто связывают с отменой крепостного права. Собственно в марте 1861-го картина переехала в Москву и была выставлена на доступной широкой публике выставке Общества Любителей Художеств. Отмена крепостного права – это событие уже в жизни России, когда страна не будет такой как прежде. История России разделилась на До и После.

Получается, у нас есть основания полагать, что встречаясь на фоне картины, отображающей эпохальное событие Истории, Путин недвусмысленно говорит всему Миру: «Мир таким как прежде уже не будет. Прежняя Эпоха ушла. Мы открываем Эпоху новую.»