СВЯТЕЙШИЙ СИНОД: ПРОИЗВОЛ САМОДЕРЖЦА ИЛИ ДЕРЖАВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Сразу оговоримся. Мы занимаемся монархическими исследованиями. Церковь, её история и тонкости богословия не являются целью нашего исследования. Однако мы не можем оставить в стороне Церковь, поскольку именно она является структурой, лигитимизирующей монарха, наделяющей его властью.

В свое время, когда мы в 7 классе изучали эпоху Петра I, то в учебнике буквально одним абзацем было упомянуто, что Петр отменил Патриаршество и учредил Святейший Синод. И тем самым подчинил Русскую Православную себе. До самой Октябрьской революции Русская православная Церковь подчинялась Императору Всероссийскому. Советский учебник мотивировал это стремлением укрепить самодержавную власть. Прошедшее время и открывшиеся факты заставили заново осмыслить этот достаточно неординарный шаг Царя-реформатора.

Начнем с того, что Русская православная Церковь является крупнейшей среди православных церквей и среди религиозных организаций мира. Но не является первой по статусу даже среди православных церквей. Русская Православная Церковь является церковью поместной. В Диптихе (официальном списке православных церквей) она занимает пятое место после Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. Существует еще Вселенский патриарх – предстоятель Церкви Константинопольской, который теоретически является главой всей Православной Церкви в мире. Этот статус оспаривается многими автокефальными церквями, в том числе и Московским Патриархатом, но и официально не отменен. Даже сейчас в XXI веке официальный статус Русской Православной Церкви, несмотря на её размер и влияние, не самый высокий в Православном мире, более того, есть элемент подчиненности, хоть и оспариваемый[1].

В конце XVII – начале XVIII века ситуация была еще более интересной. Московский Патриархат существовал чуть более столетия и по меркам Церкви был очень молод. Несмотря на разгром Константинополя в 1453-м году, Патриарх Константинопольский сохранял свое влияние, в первую очередь в области богословия. Известно, например, что не без его влияния была инициирована церковная реформа Русской Православной Церкви в середине XVII века, широко известная под названием Раскол и превратившаяся в кровавую междоусобицу, отголоски которой живы и по сей день. Официальная версия гласит, что Патриарх Никон решил привести действующие на территории России книги и обряды в соответствии с греческими, то есть константинопольскими. Но могло быть и прямое указание.

А теперь давайте вспомним, где находилась и находится резиденция Константинопольского Патриарха. На территории бывшего Константинополя, а ныне Стамбула, который тогда был столицей Османской империи. А отношения России и Турции практически никогда не были дружественными. В XVII – XVIII веках Османская империя была мощным государством, с которым Россия практически постоянно воевала в Причерноморье, не говоря уже о набегах вассалов Турции – крымских татар. Нужно ли говорить, что турецкие власти просто обязаны были воспользоваться этой возможностью влиять на своего геополитического противника через влияние на Константинопольский Патриархат. Остается загадкой, участвовали Османы в организации Церковного Раскола или нет, но то, что смута в России была на руку Турции – вне всякого сомнения.

Петр I естественно знал и понимал эту ситуацию. И явно поэтому, в 1700-м году с его подачи не был избран Патриарх взамен умершего Адриана, назначен экзарх – местоблюститель, из ведения которого были изъяты кадровые и административные вопросы. В 1721-м году был учрежден подчиненный Императору Святейший Синод[2], который в 1723-м патриархи Константинопольский и Антиохийский признали как имеющий равнопатриаршее достоинство. Интересно, но именно тогда, когда Петр I установил элементы контроля на Русской Православной Церковью, Турция не воспользовалась занятостью России в Северной Войне, за исключением войны в 1710-1713-м годах, которая хоть и не была для нас удачной, но и серьезного урона России не нанесла. И далее в русско-турецких войнах успех сопутствовал России.

Остановимся подробнее на Священном Правительствующем Синоде. Принципиальным его отличием от Патриаршества является то, что Синод прямо подчинен Императору Всероссийскому[3]. Таким образом, Петр I вывел Русскую Православную Церковь из-под всякого внешнего влияния и подчинил державным интересам. Интересно, но в литературе нет каких-либо упоминаний о противодействии этой реформе. По всей видимости, патриотически настроенное русское духовенство спокойно восприняло эту реформу.


[1] Именно эта ситуация дает повод нынешним майданным властям Украины апеллировать к Патриарху Варфоломею с ходатайствами об отторжении Киевской митрополии от Московского Патриархата и предоставлении ей автокефалии.

[2] Не исключено, что Петр перенял эту идею в Англии, где церковь также возглавляется монархом, а высший церковный орган называется Синодом (General Synod)

[3] В присяге, которую приносили члены Синода, Император прямо признавался высшим судьей в церковных делах.