РАБОТАЯ ПРОТИВ РПЦ, ВАРФОЛОМЕЙ ПЕРВЫЙ ВЫПОЛНЯЕТ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ДОГОВОР?

Слова Патриарха Вселенского (Константинопольского) Варфоломея I, прозвучавшие 9 декабря на конференции по международной политике в Абу-Даби, для многих стали шоком[1]. И если упреки в адрес Русской Православной Церкви из-за её сотрудничества с официальной властью еще как-то объяснимы в контексте сложившейся международной обстановки.


То к трактовке событий второй половины XIX на Балканах века не как освобождения славян от турецкого гнета, но как отторжения балканских народов от единой Церкви, я, да и многие, были, мягко говоря, не подготовлены. В целом речь Варфоломея была направлена против идеологии панславизма и концепции «Москва – Третий Рим», которую он назвал «этнотрайбализмом» (убеждением в превосходстве). Более того, в своем выступлении Варфоломей обвиненил РПЦ в искажении Православной Веры — то есть в ереси. Сейчас конечно не времена Святой Инквизиции, но обвинение более чем серьезное.

Однако даже далекому от богословских тонкостей человеку очевидно, что на пользу единству Православного Мира это выступление Варфоломея Первого не пошло. Что вызывает серьезное недоумение, ибо, кто как не первый среди православных патриархов должен заботиться о единстве Православных Церквей?

Кому это может быть выгодно? – Если отбросить сиюминутные по историческим меркам явления, то главным заинтересованным в расколе Православного Мира лицом является Римская Церковь. Тогда получается, первый среди православных патриархов работает в интересах Ватикана? Что за нонсенс?!

И здесь, если присмотреться внимательнее как к личности Патриарха Варфоломея, так и к отдельным общим моментам истории Православной и Римской Церквей, многое становится на свои места.

Достаточно посмотреть, где учился и преподавал будущий православный (подчеркнем) Вселенский Патриарх. С 1963 года по 1968 год учился в Папском восточном институте в Риме, в Экуменическом институте Боссэ (Швейцария) и Мюнхенском университете. Защитил докторскую диссертацию по теме канонического права. Был лектором в Папском Григорианском университете.

Папский восточный институт в Риме – католическое учебное заведение.

Экуменический институт Боссэ – всё ясно из названия.

Мюнхенский университет – номинально светское учебное заведение, но находится в Баварии, где традиции Римской Церкви традиционно сильны.

Папский Григорианский университет – мало того, что католическое заведение, так еще и основан не кем-нибудь, а основателем Ордена Иезуитов Игнатием Лойолой. Напомним, что нынешний Папа – также происходит из Ордена Иезуитов.

Как видим, полученное образование объясняет ориентацию Варфоломея Первого на интересы Римской Церкви.

Напомним также, что тогда еще Димитриос Архондонис в 1961-63 году служил офицером в турецкой армии, что едва ли привило ему любовь к России и славянам.

Но возникает другой вопрос. Каким образом православный грек, закончивший православную Халкинскую богослоавкую школу оказался в учебных заведениях Римской Церкви?

Скорее всего, полный ответ получить будет сложно, но кое-что прояснить поможет небольшой экскурс в общую историю Православной и Римской Церквей. А именно Ферраро-Флорентийский собор — собор христианских церквей (1438—1445). Важным для нас последствием этого сбора является Ферраро-флорентийская уния, которая после целого ряда перипетий, была всё-таки провозглашена Исидором Киевским[2] 12 декабря 1452 года в Святой Софии митрополитом Исидором Киевским в присутствии императора, епископата и мирян. По сути это означало подчинение Греческой Православной Церкви Риму.

Как пишет Википедия и как мне пояснил представитель Челябинской епархии, решения Ферраро-флорентийского собора Поместными Православными Церквями не признаются. Однако никакого документа, отменяющего решения этого сбора нет. К тому же Константинопольский патриархат – это не поместная Церковь и Флорентийская уния для него – действующий, обязательный к исполнению документ. И Варфоломей Первый просто добросовестно выполняет принятые за столетие до него решения. Возможно, специалисты по истории Церкви и Церковному праву меня поправят. Однако в пользу моей версии говорят и биография Варфоломея Первого и его раскольническая политика.

Русская Православная Церковь еще в 2018-м году крайне жестко отреагировала на действия Константинополя на Украине, исключив Константинопольскую православную церковь из своего диптиха (в 2019-м году по аналогичной причине исключены Элладская церковь, Александрийскую церковь, в 2020-м Кипрская церковь). Однако едва ли это решение проблемы. Скорее, увы, юридическое закрепление раскола, чего вот уже тысячу лет добивается Рим. Востребовано какое-то другое решение.


[1] https://www.ng.ru/editorial/2022-12-11/2_8612_red.html

[2] Это не опечатка. Исидор Киевский — митрополит Киевский и всея Руси в 1436 —1458 году. Участник Ферраро-флорентийского сбора. Действия Исидора, направленные на утверждение неприемлемой для князя Василия II Флорентийской унии, стали одной из основных причин фактического провозглашения в 1448 году автокефалии Московской митрополии.