ПАПСКИЙ ПРЕСТОЛ ЗАХВАТЫВАЕТ КИЕВ

Это уже было. Во времена Гитлера.

Спецоперация на территории «У» длится уже более 10 месяцев. И слушая мнения в Интернете, да и в повседневном общении нет-нет да и натыкаешься на высказывание какой-нибудь горячей головы в духе «надо бабахнуть чем-нибудь тяжелым по «центрам принятия решения» и вопрос решится в два дня».

«В два дня» — может быть. Но решится ли?

Здесь хотел бы напомнить историю с Гордиевым узлом. Как известно, Александр Македонский ликвидировал узел, разрубив его, и завоевал Азию. Но его держава окончилась сразу после его смерти, распавшись практически на те же составляющие. В чем мораль? – В том, что сложные проблемы решаются сложно. Причем сложные не только от слова «трудно», но и от слова «сложено». Быстрое силовое решение часто не решает проблему.

К чему это я? А к тому, что конфликт на территории «У» на несколько порядков сложнее, чем кажется некоторым. И простое решение не решит проблему. И об одной, не самой очевидной, составляющей этого Конфликта[1] я предлагаю поговорить.

Для этого напомним некоторые факты.

В феврале 1990 года, после встречи в Ватикане президента СССР Михаила Горбачёва и папы Иоанна Павла II. Тогда был снят запрет на создание греко-католических общин, разрешена их регистрация и проведение богослужений. Большая часть храмов на Западной Украине, перешедших при упразднении УГКЦ в 1946 году Московскому патриархату, была возвращена УГКЦ. Со стороны УГКЦ имели место насильственные действия по возврату бывших униатских храмов. То есть УГКЦ, — читай Католическая Церковь, вернула утраченные в 1946-м году[2] позиции. А Русская Православная Церковь, соответственно потеряла. Ожидаемо, в 2014-м году УГКЦ поддержала майданные власти, в том числе в ситуации на Донбассе. Эксперт по религиозным организациям в бывшем СССР Джеральдина Фаган отметила, что не исключает того, что «УГКЦ использует конфликт для сведения старых счётов с православными церквями и укрепления своих позиций». Впрочем, в самой УГКЦ заявили, что их содействие правительству Украины носит объединяющий характер[3]. «Объединяющий» в чьих интересах? Под чьим начальством? – Понятно, что не в интересах РПЦ и не под началом РПЦ.

В 2019 м году Патриарх Варфоломей Первый издал томос, который предоставляет Киевской митрополии (в составе всех православных епископов, священников и верующих на территории Украины, которые согласны с этим) автокефальный статус и делает её автокефальной церковью — Православной церковью Украины. Это можно было бы рассматривать как внутренние дела между Православными Церквями, если бы не назначенные вслед за этим два экзарха, один из которых — Архиепископ Даниил (в миру Владимир Олегович Зелинский) — откровенный униат. Сам Варфоломей Первый, его биография и действия также вызывают ряд вопросов, включая его открытый демарш против РПЦ в Абу-Даби. И есть все основания полагать, что действует он в интересах Рима.

Понятно, что не всё идет гладко. Например, ставшей автокефальной ПЦУ не нравится подчинение Константинополю. Но процесс идет. 27 мая этого года в Киеве прошёл собор УПЦ МП (Московского Патриархата), по результатам была объявлена независимость от РПЦ. Лимитроф – он и в Вере лимитроф. Он обязательно качнется к кому-то сильному. А здесь выбор не велик. От Москвы отреклись. Значит, либо УГКЦ (читай Рим), либо Константинополь, а это тоже сильно похоже на Рим.

Таким образом, есть масса оснований говорить о прямом и косвенном захвате Киева Римом.

И мы видим еще одну составляющую конфликта на территории «У», который длится уже минимум 1000 лет и для которого Майдан и даже территория «У» всего лишь эпизоды. Что делать в этой ситуации? Ударить по «центру принятия решений» — то есть Ватикану? Если отставить в сторону моральные, дипломатические, военные проблемы, то технически возможно. Но решит ли это проблему? Папы и кардиналы вот уже минимум полтора тысячелетия уходят естественным и неестественным образом. В XIV веке Папское государство в Италии де-факто распалось, а резиденция Папы находилась не в Риме, а в Авиньоне. Приходят и уходят люди. Создаются и рушатся государства, но Римская Церковь стоит. Что-то другое её держит на протяжении тысячелетий. А значит и проблему нужно решать сложно. Нельзя рубить Гордиев узел.


[1] Я буду писать это слово с заглавной буквы, чтобы подчеркнуть его сложность, глобальность конфликта.

[2] На Львовском Соборе 1946-го года была упразднена Брестская Уния 1596-го года, согласно которой ряд епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой приняли католическое вероучение, сохранив византийский обряд.

[3] https://ria.ru/20141229/1040755389.html