ПОЧЕМУ РИМ ОКЛЕВЕТАЛ ПИРРА?

Черный PR на историческом уровне или снова к вопросу о Македонской династии.

Имя царя Македонии и Эпира, античного полководца Пирра в массовом сознании ассоциируется с выражением «Пиррова победа», означающее победу, достигнутую очень высокой ценой. Выражение приписано Пирру римскими историками, якобы после сражения при  Аускуле в 279 году до н. э., где эпирская армия в течение двух дней вела наступление на войска римлян и, в конце концов, сломила их сопротивление, Пирр заметил кому-то: «Если мы одержим ещё одну победу над римлянами, то окончательно погибнем»[1]. Вот, в общем, и всё, что знает о Пирре подавляющее большинство современных людей. Выражение носит негативную характеристику. Однако слово победа в нем всё-таки присутствует и значит, Пирр всё-таки разгромил римлян. И тогда выражение напоминает уже русскую поговорку «махать кулаками после драки». Видимо, крепко досталось римлянам, раз они включили против Пирра механизмы, как принято сейчас говорить, черного PR-а и пронесли его через всю историю. История Древнего Рима знает много побед и поражений. Имена Ганнибала, Бренна и других вполне уважительно упоминаются в истории. Но почему-то только Пирр удостоился сомнительной чести в виде пущенного в массовый обиход уничижительного выражения. Как это объяснить?

Начнем с того, что кратко восполним исторический пробел и напомним, что Пирр был одним из самых выдающихся полководцев своего времени и другой победитель римлян Ганнибал ставил его выше себя[2]. Многие современники Пирра считали, что сам Александр Македонский возродился в его лице. Пирр был троюродным братом и двоюродным племянником Александра Македонского (отец Пирра, Эакид — двоюродный брат и племянник Олимпиады, матери Александра). В 288 до н. э. — 285 до н. э. и в 273 до н. э. — 272 до н. э. он наследовал трон Александра Великого, будучи царем Македонии и наследником Империи. Так может быть здесь следует поискать причины такого отношения именно со стороны историков?

Если посмотреть на уровне Глобальных Порождающих, то историки принадлежат к интеллектуальной касте, которая в разное время представлена учеными, жрецами, священнослужителями, то есть людьми, которые отвечают за создание и сохранение Знаний, формирование Доктрин, которые ложатся в основу геостратегических проектов. Именно интеллектуальная каста располагает профессиональными знаниями и возможностями, чтобы не только сформировать Проект, но удерживать и направлять Проект в течение столетий.

И вот здесь мы видим признаки войны в историческом масштабе, на уровне геостратегических проектов. С одной стороны – Македонский проект, пусть не в лучший свой период, но, тем не менее, не прекративший существования. С другой – растущий Римский проект. Если сравнить религии Древней Греции (Македонии) и Древнего Рима, то становится очевидным происхождение культовой сферы Античного Рима от культовой сферы Античной Греции.

Тогда возникает следующая гипотеза: В какой-то момент от интеллектуальной касты Греческого (Македонского) проекта отделилась группа жрецов (ученых), которые перебравшись в Италию (по античным меркам – это достаточно далеко), начали формировать новый конкурирующий Проект. Понятно, что новому Проекту пришлось бороться за существование и войн хватало, но столкновение с Пирром – это было столкновение с другим геостратегическим проектом и Римскому проекту пришлось туго. Проект был поставлен под угрозу в историческом масштабе. Понимать это могли только представители интеллектуальной касты Рима. Они, в лице историков, и отомстили Пирру в историческом масштабе, пустив в обиход уничижительное выражение.


[1] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Здесь нужно напомнить, что Плутарх (римское имя Луций Местрий Плутарх) будучи этническим греком, был гражданином Римской Империи и, следовательно, должен считаться римским, а не греческим историком.

[2] По свидетельству того же Плутарха и Тита Ливия.