ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО – ВЫЗОВ РИМА КОНСТАНТИНОПОЛЮ?

Приглашение к дискуссии.

Советская историография объясняла провозглашение империй личными амбициями монархов. Петр Первый де захотел более «крутого» чем царский титула, вот и провозгласил себя императором. Это объяснение плавно перетекло и в историографию современную. Однако более пристальный взгляд в историю показывает, что вопрос куда как сложнее и может лежать за пределами личных амбиций и вообще компетенций монархов. Посмотрим на примере императора Карла Великого.

Прежде чем начать, определимся с понятиями. Начиная с XIX века понятие империи размыто. Слово используется в самых разных сочетаниях и в самых разных ситуациях. Нам известны финансовые и промышленные империи, медиа-империи и пр. Политологи ввели понятие «империализм», как особый вид государственной политики. Некоторые публицисты объявляли империей и СССР. Мы будем рассматривать империю в её изначальном смысле. Как легитимированное от имени Бога (богов) государственное образование монархического типа во главе с императором – лицом высшего на Земле политического статуса.

В рамках Христианства до начала XIX века параллельно существовали две империи: Византийская[1] или Восточная Римская Империя, а потом Российская Империя с одной стороны; и Империя Карла Великого, а потом Священная Римская Империя с другой. Существование двух империй объяснимо. В монотеистической традиции заложена логика: Один Бог на Небе – Один Государь на Земле. Исходя из этого Император – монарх наивысшего статуса должен быть один. Короли, князья и пр. – это государи рангом ниже[2]. Православная и Римская Церкви каждая заявляли и заявляют о себе как об Одном представителе Бога на Земле. Поэтому и существовало до начала XIX одновременно две и только две империи в рамках Христианства.

Но появление предшественницы Священной Римской Империи – Империи Карла Великого интересным образом накладывается на события в доктринальном конфликте в рамках Христианства. Дело в том, что на момент коронации Карла Великого Христиаская Церковь не была разделена и существовала только одна империя – Византийская. Однако осенью 25 декабря 800-го года Папа Лев III чуть ли не обманом возложил на его голову императорскую корону, провозгласив Императором Запада. Как пишут историки, Карл был совершенно не рад этому титулу, так как явно понимал все связанные с императорским титулом нюансы, и обрести идейного противника в лице Константинополя было чревато очень серьезными проблемами.

А что происходило в Христианстве в это время? А в Христианстве в это время шла мощнейшая дискуссия о Филиокве. Не вдаваясь глубоко в богословские тонкости, напомним, что это вопрос о Символе Веры на уровне иерархии Мировых Порождающих представленных Ипостасями Святой Троицы, где позиция Рима кардинально отличалась от позиции Константинополя.

Но что происходит дальше. В 809-м году Карл собрал в Ахене собор, который постановил, что «Святой Дух нисходит не от одного Бога-Отца, но и от Сына», зафиксировав тем самым формулу Филиокве.

Далее возникает непонятная ситуация. Папа Лев III, навязав Карлу императорскую корону, сам принимать решение Ахенского собора отказывается.

Логика просматривается следующая: В соперничестве с Константинополем, Рим привлекает политическую силу, бросает вызов, учреждая параллельную христианскую империю, заявляя свои права действовать от имени Бога на Земле. Но на конфликт доктринальный пока идти не рискует и Филиокве формально не принимает, но и не борется. Скорее всего, списывая на произвол политических владык.

Таким образом не получается ли, что корни европейских империй, скорее всего, следует искать не в амбициях монархов, а в конфликте Западной и Восточной Ветвей Христианства? Хотелось бы послушать мнения.

В конце хотелось бы поставить вопрос касательно XIX века. Почему римская Церковь на протяжении тысячелетия твердо держала одну империю, хотя, думаю, Испания, Португалия, Франция в своё время могли претендовать на, как минимум, равный статус со Священной Римской Империей. Но в 1804-м году, с коронацией Наполеона Бонапарта появилась вторая освященная Римской Церковью. Закладывали конкурентный сюжет? Старая империя не захотела отдавать титул? (Здесь, кстати, просматривается прямой мотив Вены участвовать в антинаполеоновской коалиции.) Вопросов появляется масса. И они ждут своего исследователя.


[1] Есть версия, что Византия – это пришедшее из Западной Европы презрительное наименование Восточной Римской Империи по бывшей греческой колонии Византий, что располагалась на месте Константинополя. Мы его используем как привычное, устоявшееся именование.

[2] Рискну предположить, что существование независимого от Священной Римской Империи Королевства Франция или Королевства Испания было временным попущением Римской Церкви в пользу существующей политической ситуации. Ну не намерен король Франции признавать императора Священной Римской империи своим сюзереном, и ничего с этим не сделать. Но, скорее всего, стремление замкнуть всю Власть на одно лицо в соответчики со своей доктриной в Риме имело место быть и сохраняется в Ватикане.