КТО СОЗДАЛ ФАШИЗМ?

Читаем символы

Спор вытеснит ли фотография живопись и графику начался, наверное, с момента создания фотографии. Как ни крути, но с точки зрения похожести, сходства с оригиналом техника идет впереди руки художника. Сделать похожий на оригинал портрет способны единицы, а щелкнуть затвором фотоаппарата, а сейчас и смартфона – любой. Но никакой, даже самый совершенный фотоаппарат не способен изобразить не то, что было на самом деле, но изобразить то, что должно быть изображено. Даже современные компьютерные технологии имеют в том серьезные ограничения. Есть еще постановочная съемка. Но и тут есть ограничения. Профессиональный актер может принять нужную позу и выражение лица. А вот человек другой профессии едва ли. А если это не просто человек другой профессии, но лицо с мировым статусом?

Другое дело живопись и графика. Здесь всё во власти руки художника. И он покажет то, что нужно показать. Заложит знаки и символы, которые должен прочитать зритель.

Перед нами картина «Папа Римский Пий XI принимает Муссолини в Ватикане 11 февраля 1932». Изображенные на ней исторические и политические фигуры более чем значительны. Глава Римской Католической Церкви и премьер-министр Италии – на начало 1930-х одной из ведущих стран Европы, что для первой половины ХХ века означало и ведущее положение в мире. Сразу можно сказать, что это работа серьезного профессионала[1]. Об этом говорит портретное сходство[2], точность изображения положений тел, проработка композиции, соблюдение правил перспективы и пр. С другой стороны, не каждому художнику разрешают изображать столь высокопоставленных лиц. Не каждый художник имеет возможность видеть интерьеры папского дворца, что бы потом перенести их на холст. Так что отнестись к картине следует всерьез.

Если на какое-то время отключить знание кто персонально изображен на картине, то мы видим визит подчиненного к демократично настроенному начальнику. Шеф выходит из-за своего рабочего стола и садится в кресло напротив подчиненного. Он оставляет рабочие документы на столе, отрывается от текущих дел. Выделяет своё драгоценное время исключительно посетителю, с одной стороны, демонстрируя свое удовлетворение его работой, с другой поощряя к менее официальному обращению. Но иерархия сохраняется. Что мы и видим на картине. Напомню, если отвлечься от персоналий.

Но если вспомнить, кто перед нами, то возникает непонимание. Исходя из формального статуса Папы и Муссолини, они примерно равны. Один глава суверенного государства. Другой – премьер-министр (де-юре – второе лицо, де-факто – первое) такого же суверенного государства. Можно спорить о нюансах, но оснований для демонстрации открытого подчинения одного другому нет. Но на картине мы видим совершенно другое. Равенства на картине нет. Прямая постановка головы Папы и слегка ссутулившая фигура Муссолини четко показывает, кто здесь выше по положению, а кто ниже. Кто начальник, а кто подчиненный. Рот Папы приоткрыт, выражение лица серьезное — он явно что-то говорит и говорит что-то важное. Тогда как Муссолини – само внимание, нет и намека на желание перебить, возразить. И это сразу показывает зрителю, кто из этих двоих говорит, а кто внимательно слушает.

Возникает вопрос, откуда такое подчинение? Первое, что приходит на ум – это Латеранские соглашения, где Италия выглядит как страна-донор, которая выделила Ватикану территорию и солидные денежные средства. Но если посмотреть шире, то ситуация меняется. Папский престол почти шесть десятилетий до этого не признавал итальянское государство, претендовал не на несколько гектаров в Риме, а не бывшую Папскую область, которая была занята итальянцами в процессе объединения страны. Так что уступка в требованиях со стороны папства очень даже не слабая. Но куда как более внушительным выглядит плебисцит в Италии 24 марта 1929-го, где Муссолини одержал сокрушительную победу. 98.43% избирателей проголосовали за фашистскую партию, что позволило Муссолини получить все 400 мест в парламенте.

Не люблю сослагательного наклонения в истории, но рискну предположить, что если бы Пий XI пошел на принцип, а еще того хуже, предал анафеме безбожника Муссолини (ранние публикации еще журналиста Муссолини дают к тому массу оснований), то в католической Италии, как минимум не получилось бы триумфальных выборов, как максимум, страна погрузилась бы в хаос гражданской войны. Поскольку тысячи, если не миллионы итальянцев задумались бы, кто они? Итальянцы или католики?

Так что можно смело утверждать, что папский престол создал Муссолини и фашистский режим в Италии.

Понятно, что соглашения уровня Латеранских не заключаются в одночасье и в отношения папства и Муссолини до 1929-го года еще предстоит разобраться. Но на данный момент можно уверенно сказать, что картина «Папа Римский Пий XI принимает Муссолини в Ватикане 11 февраля 1932» четко указывает, что Папский Престол руководил Муссолини и, следовательно, несет ответственность за создание и все деяния фашистского режима в Италии.


[1] К сожалению, найти имя автора не удалось.

[2] С появлением фотографии и средств тиражирования изображений требования к портретному сходству резко возросли. Так как любой в состоянии сравнить изображение с фотографией и судить о похожести.