ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТЬЮ В ЦЕЛОМ.

или почему рассыпаются системы

1.

Мы говорим: системное управление, управление организацией, организационная стратегия – и часто по инерции теряем отношение к части. Это имеет причины и в бытовой жизни. Человек садится за руль автомобиля – но никогда не садится на карданный вал, колесо, мотор. Директор идет на Завод, но никогда к станку, к крану. Директор завода не выходит из дома со словами жене – я иду к крану, к фрезерному станку и т.п. 

То есть говоря и мысля об управлении целым, системой, мы постоянно забываем об управлении частями. А части – это элементы системы, включая людей, которые идут под кодовым именем «кадры», часть по-французски.

Возникает вопрос: если мы не будем забывать о каждом, индивидуальных интересах, свойствах, то как мы будем помнить о целом? Есть ли возможность управлять системой и одновременно удовлетворять индивидуальные нужды, которые выходят за пределы штатной функции?

Но есть и другое: если забыть об интересах части, то тоже возникают неприятности. Со времен СССР, когда целое стало уступать части, стало временем массового крушения предприятий, фирм. Уже тогда стало понятно, что самый простой способ разбалансировать систему и привести её в негодность – это пойти по пути ублажения индивидуальных интересов, личных страстей и частных интриг.  

Между тем мир со времён Берталанфи давно ответил на эти вопросы: управление частью всегда осуществляется через перевод индивидуальности в частную профессиональную функцию. И суть работы с индивидуальностью заключается в нахождении профессиональной функции под личный талант. Это трудное, хлопотное дело, но ясно, что другого вариант нет. Если мы будем в системном управлении думать о том, что у токаря болит живот и его надо отпустить с работы – то Система посыплется.

2.

Но не все хотят терять личность в профессии. И настаивают на индивидуальном подходе, который как раз противостоит системному. Но это крайне разрушительный антагонизм. Но антагонизм невозможно преодолеть, поскольку никогда целое не станет частью, а часть целым, поэтому взаимное снятие – то есть взаимное принятие друг друга в третьем – в Профессии. Профессия и функция то, где снимаются противоречия во взаимном интересе – когда целому нужна часть, а части – целое.

Это значит, что самая важная задача для сохранения Систем и удовлетворении частного интереса – сделать максимум по выработке Системами профильного комплекса и подготовке человека к профессии. Понятно, что работа над Третьим – профессиональным реестром и подготовке человека в нём требует полного изменения образовательной практики – сменив её на систему подготовки к профессиональной функции. 

3.

И вот — опыт одной кадровой иллюзии, общий смысл которой заключается в попытке совместить системное управление с потрафлением индивидуальным интересам – без привлечения принципа профессионализма. Работа над Третьим была, но все было в проектном состоянии, — как целое, так и части. Всё было в становлении. Но даже становление Системы можно было провести иначе. В любом случае ставка на иллюзии по отношению к части – основа крушения систем. 

Самая главная иллюзия на старте в том, что вы частью считаете человека тогда, когда ещё нет Целого, а значит часть невозможна. Это ошибка, что вы считаете друга, или хорошего человека уже частью Организации, которая только становится. Именно то, что вы считаете готовым явно неготовое, то есть поднимаете человека в его статусе (ведь до части надо еще дорасти!) и является причиной крушения системы. Это все равно, что называть борщом две минуты назад брошенные в воду составные части, но самое неприятное от этой иллюзии начинать кушать борщ, который только начал вариться.  

Именно об этой ошибке – эта глава.