Евгений Елохин: КОНКУРЕНЦИЯ & СОТРУДНИЧЕСТВО.

Конкуренция – использование субъектом любого преимущества перед партнером с целью нейтрализации или ликвидации партнера.

Сотрудничество – использование субъектом возможностей партнера с целью предоставления наиболее качественного продукта (покрытие своих недостатков разработками партнера, либо покрытие недостатков партнера своими разработками).

Если у субъекта стоит задача выполнить как можно большие объемы работ и заработать больше денег, то в любом случае получаем конкуренцию.

Если у субъекта стоит задача выполнение плана или увеличение выпуска плановой продукции, то получим сотрудничество.

Конкуренция – это принцип капиталистического развития и капиталистического хозяйствования. Он незыблем и возведен в ранг аксиомы. Но если смотреть с точки зрения выше приведенных определений, то это совсем неочевидно.

Надо признать, что на определенном этапе развития человечества «К» была одним из путей достижения лучших результатов такого развития. Это ни хорошо и ни плохо.

Очень часто защитники «К» выдвигают тезис об улучшении качества продукции в условиях «К». Однако на сегодняшний день выяснилось следующее. В погоне за прибылью, производители вносят несущественные изменения в продукцию, в упаковку и преподносят это как «новый продукт». Кроме того, что это является обманом, для увеличения продаж «нового продукта» сознательно снижается ресурс использования «старого продукта». Возникает законный вопрос: «Где качество?», «Где долговечная вещь?» Этого уже нет. Наша промышленность работает на свалку, просто на переработку ресурсов (которые конечны).

«К» перестала работать для создания блага. В настоящее время «К» приводит либо демпингу цен с последующей ликвидацией конкурента и восстановлением монополии, либо к сговору. По сути, мы сейчас имеем конкурентную среду, которая обязывает фирмы идти на различные ухищрения, чтобы только продать свой продукт, а предпринимателей — генерировать эти ухищрения. Предприниматели не упоминают слово «миссия», они оперируют только понятием «прибыль». Среда, созданные условия и правила, выращивают предпринимателя-жулика (корпорацию-жулика).

В основном, Мир не готов принять ситуацию окончания своего развития по либеральной капиталистической модели. Но, у нас, в отличие от большинства есть бесценный опыт другой экономической системы. Да, «дефицит» тоже порождал жуликов, но теперь мы уже знаем, что дефицит — это тот же спрос, который можно оценить в натуральных показателях. Сейчас у нас есть аппаратные, методологические и программные средства для расчета необходимости обществу любой номенклатуры продукции. Планирование, с учетом ошибок советского периода, может стать нашим инструментом развития. Планирование может осуществляться практически в режиме реального времени. Однако планирование может быть осуществлено только в рамках нормативного ценообразования, и соответственно, с использованием перекрестного субсидирования. И тогда среда для жулика перестанет существовать – необходимо будет выдавать плановый объем (объем спроса) продукции.

Что будет делать организация, если не сможет обеспечить выполнение плановых показателей? Либо расширять производство, либо кооперироваться (сотрудничать) с другими производителями. При этом в себестоимости всегда предусмотрены отчисления на НИОКРы, обеспечивающие улучшение качества и функционала продукции. Чем не сотрудничество? И самое главное, что основным критерием экономического благополучия становится не прибыль, а наполнение рынка продукцией необходимого качества и количества (не больше и не меньше).

А что произойдет с «К»? Рудимент капитализма? Дело в том, что наш мир постоянно усложняется и технически, и технологически, и социально. Наши системы жизнедеятельности становятся все более зарегламентированными. Одним из условий появления и существования все более сложных систем становится возможность сотрудничества, а не конкуренции. В некотором смысле пример показывают транснациональные корпорации. Они с целью максимальной монополизации рынка поглощают мелкие организации и отлаживают внутреннее взаимодействие, при этом выходя за рамки какого-либо государства. Тогда надо поставить вопрос: «Возможно ли существование и развитие транснациональных корпораций в плановой экономической системе с тарифным ценообразованием?»

В рамках одного государства создание больших и сложных систем (производственных, технологических, социальных) возможно. Примером служат отраслевые министерства СССР. Но, транснациональные структуры работать не смогут не потому, что необходимо будет спланировать объем выпуска продукции на несколько стран или регионов (это они делают), а потому, что при применении тарифного ценообразования цена будет отражать не только затраты на выпуск продукции, но и объем перекрестного субсидирования, а это условие закрытой экономической системы. В результате крупные корпорации смогут существовать либо в государственной экономической системе, либо в пан-региональной, но в любом случае экономические системы будут закрыты одним способом планирования и одним методом ценообразования.

В результате «К» выйдет на уровень пан-регионов. Но когда (не «если», а «когда»), пан-регионы усилят доверие между собой, автоматически произойдет переход от «К» к сотрудничеству.