ИЕЗУИТСКИЙ «ВИЙ»

«По плодам их узнаете их.» — Матф. Гл. 7

О том, что Н.В. Гоголь имел какое-то отношение к Ордену Иезуитов, мы уже писали[1]. В первую очередь об этом говорит факт его обучения в Нежинской гимназии, когда ею руководил если не прямой иезуит, то однозначно выученик иезуитов И.С. Орлай. Затем необъяснимая любовь Гоголя к Риму – столице католического мира. Косвенным свидетельством является закрепленная в уставе Ордена возможность тайного членства. Теоретически Н.В. Гоголь, будучи формально православным, мог входить в Орден.

Однозначно утверждать невозможно. Документ с подписью Н.В. Гоголя из архива Ордена Иезуитов едва ли можно предъявить. Но, как-то всё одно к одному складывается.

Мы предлагаем судить не по формальным заявлениям, а по делам. И обратимся к мистической повести «Вий», написанной в 1833-м и опубликованной в 1835-м[2].

Это произведение не входило в школьную программу. Понятно, что к направлениям «Романтизма» или «Реализма», которые изучали в советской школе, а тем более к «Социалистическому реализму», на который делался упор, повесть отнести ну ни как нельзя. И если бы не качественно сделанная экранизация 1967 года, то о нем бы знали лишь профессионалы и особо активные книголюбы. Однако по инициативе И.А. Пырьева[3] в 1967-м году был снят фильм, который стал одним из лидеров проката в СССР в 1968-м году и был впоследствии закуплен для проката в США, Аргентине, Финляндии и Франции.

Нужно отдать должное. Гоголь – мастер. Книга шокирует, не говоря уже о фильме. «Жуть» пробирает насквозь. И это с учетом нынешнего в общем материалистического, избалованного кинематографом XXI века сознания. А каково было читать человеку XIX века?

Но ужас – ужасом, однако давайте обратим внимание на аспекты в контексте поднятого нами вопроса.

Прежде всего мораль фильма. Почему Хома Брут погиб? Вроде всё шло к счастливому концу. Вот-вот пропоют петухи, выглянет солнце, нечисть сгинет. Кончится третья ночь и счастливый, хоть и поседевший, философ с полными карманами червонцев отправится радоваться жизни в корчмах и шинках, да перемигиваться со знакомыми и незнакомыми вдовушками. Но не случилось. Почему?

«Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.»

Какой еще голос может шептать в церкви, в очерченном круге, во время чтения молитв? Какой, кроме голоса Бога? Не поверил Хома. Поддался соблазну. За что и был наказан.

Вера, Слово Божие спасали его две ночи. Спасли бы и на третью, но слаб человек.

Вера — спасает человека, неверие – губит. Обратись к Церкви и спасешься. Вот мораль повести. А Гоголь усиливает эффект рельефно показывая, от кого конкретно спасешься.

В этом контексте просматривается мотив выбора автором имени главного героя. Хома = Фома. Фома Неверующий. А Брут, — это, скорее всего, не тот Брут, который «и ты Брут»[4], а от латинского brutus – грубый, неразумный. Фома (неверующий) Неразумный – в принципе достаточно полно характеризует образ созданного Гоголем персонажа[5].

Не буду спорить, факт иезуитства Гоголя, наверное, уже не доказать. Но оснований так полагать появляется всё больше и больше.

Есть множество свидетельств, что актриса Наталья Варлей, сыгравшая роль панночки в экранизации 1967-го года долго отмаливала свою работу в картине и получила прощение[6]. Факт налицо: Церковь, пусть Православная, но всё-таки христианская получила влиятельную прихожанку, выросшую в СССР дочь офицера советского ВМФ «спортсменку и комсомолку». А сколько менее известных людей, прочитав или посмотрев «Вия», обратились к Церкви? И разве не миссионерством? Не обращением людей в лоно христианской церкви занимались и занимаются иезуиты? Разве не одну и ту же задачу решал Гоголь и решают иезуиты?

А что до Православия и Католичества, — так это решаемо. Налицо факт активной деятельности иезуитов в нашей стране в конце XVIII – начале XIX века, когда власти православной Российской Империи буквально спасли иезуитов от запрета Папы Римского и преследования католических (!) монархов Европы. Да, есть принципиальные различия в догматике. Но Бог-то у них один – Троица. И приобщение к Православной Церкви – это тоже приобщение к Церкви.

Так что, «По плодам их узнаете их.» — Матф. Гл. 7


[1] http://acon15.ru/index.php/programma-tsenzurion/1293-gogol-i-katolitsizm

[2] Обратим внимание, в период непосредственно предшествующий выезду Н.В. Гоголя за границу.

[3] А вот с чьей подачи проявил инициативу мастер и проводник соцреализма в кино Пырьев? – вопрос более чем интересный.

[4] Предатель, убийца Цезаря.

[5] Имеют хождение версии происхождения от Фомы Аквинского. Но с одной стороны Фома Аквинский и Фома (Хома) Брут явления скорее противоположные. С другой, Фома Аквинский – это Католицизм. А Гоголь в своих произведения продвигал Православие, жестко отмежевываясь не только от Католицизма, но и Униатства. И эти версии выглядят сомнительными.

[6] Например здесь: https://homsk.com/martin/durnaya-slava-kinofilma-viy-kak-natalya-varley-poplatilas-za-rol-pannochki-i-deystvitelno-li-etot-film-stal-rokovym-v-sudbe-rezhissera-i-akterov