ГЕНОН – ТАЙНЫЙ ПРОФАН?

1. начало

Инициация, как справедливо отмечает Генон, содержит в себе понятие «начала», начинания, вступления (Рене Генон, Кризис Современного Мира, ЭКСМО, 2008, с. 162). Вполне достоверное определение. Однако Генон не следует его логике.

Итак, initium, начинание: от корня «нит», nit, — от «нат\\ч», начало, начинать. То есть инициация – дословно «от начала». То есть это общая формула начинания.

Прекрасно.

Тогда надо начать с Теории Начал, которое ясно подскажет, что начало будет иметь неначало и конец. А если будет иметь конец, то за ним последует следующее начало. Это значит, что начал много. Это значит, что каждое начинание требует инициации. Это значит само понятие нас выводит к перманентности инициатического процесса. 

Если новое начало не окормить инициацией, оно будет спрофанировано по определению (данному ниже).

2.

Приставка и суффиксы инициации дают важный аспект понятия — «начинать как входить». Но входить куда и откуда? Ведь любое «входить» – одновременно и «выходить».  Понятно, у Генона – выход из профанического в посвящённый мир. Но что такое профанический мир?

Мы привыкли профаном назвать просто некомпетентного человека, который претендует, но не умеет. Никто не назовёт профаном того, кто не претендует и не умеет. Но у посвященных другой смысл: профанический это светский, открытый мир. Более того, мира кали-юги.

Генон переводит profane как светский.

Разберем с французского. Pro – про – приставка продвижения вперёд. Fane: fané [fane] прил увядший выцветший блеклый вялый [fan] сущ ботва, опавший лист.

То есть профан дословно активный опавший лист, ботва. Хорошее исходное, чтобы подчеркнуть активную вторичность, суетливое аутсайдерство и потеряю качества. 

Но! Почему Генон переводит его как светский?

Есть английский вариант, где Фан – Храм. Он восходит к латинскому: profanus «лишённый святости, непосвящённый, непросвещённый; скверный, осквернённый», от pro fano «не допущенный в храм», букв. «снаружи храма», от pro — (до-) + fano, абл. от fanum «святилище, храм». Ср.: англ. profane. Перевод. человек, несведущий в какой-либо области.

Все скалыдывается. Для Генона светский – значит непосвященный, находящийся за пределами Храма. Хорошо.

3.

Итак, по Генону, инициация — разовое вхождение в Храм, Организацию.

Хорошо. Принято.

Но главный вопрос: а внутри Храма есть инициация? Ведь именно там происходит приобщение к Высшему! Именно там ступени к Нему!  

Увы, вот здесь наступает коллапс: об этом формате инициации говорить не принято. А что это значит? это значит, что настоящей инициации внутри нет. А значит без постоянного посвящения Храм становится оболочкой для внутренних профанов. То есть без Инициации Внутреннее Храма профанируется, только этого никто не видит. Становится видно тогда, когда Храм рухнет.

Получается, Генон дихотомией Храм\неХрам скрывает внутренний профанизм Храма. Ведь совершенно очевидно, что без перманентной инициации начинаются злоупотребления, потому что наступает эпоха соглашений, сговоров, интриг, что означает профанизацию Храма. Ведь не секрет, что многие входят внутрь, чтобы именно спастись от вызовов мира и избежать инициации! И что это такое? Как Генон на это ответит?    

Самое занятное, что половина книги Генона об инициации посвящена как раз тому, как отличить посвященного от профана внутри традиционной организации. Но ведь нет другого механизма лучше, чем сама инициация! Но тогда Генон хитрует – он не вводит перманентную инициацию внутрь организации, а значит культивирует внутренний профанизм.   

А не есть ли это главный признак кали-юги – внутреннее разложение Храмов? Не внутренняя ли скрытость приводит к злоупотреблениям, которые выливаются наружу и губят лживый дух, от которого отворачиваются жаждущие приобщения. 

Кали-юга приходит за непосвященными. Значит выход из Кали-юги – тотальность перманентной инициации – с раннего возраста, с полной открытостью и публичностью – тогда вся Земля станет Храмом и не останется места для профанации.