ПОЧЕМУ ТРОЦКИЗМ ПОБЕДИЛ СТАЛИНИЗМ. И КАК РЕАЛЬНО ПОБЕДИТЬ ТРОЦКИЗМ.

Кому-то вынесенное в заголовок утверждение покажется абсурдом. Как так? Троцкий был убит, а Сталин умер своей (по крайней мере, официально) смертью и упокоен с почетом аж через 13 лет после Троцкого. Что касается лично Сталина и лично Троцкого – согласен. Но с точки зрения идей и концепций, которые они представляли всё значительно сложнее.

Сталина развенчали через какие-то три года после смерти. Сломали памятники и вырезали из фильмов и книг. Держава, которую возглавляемый им народ с таким трудом построил, рухнула через смешные с точки зрения истории четыре десятилетия. Наследие Сталина никак не систематизировано. (Если только не считать скомплектованное по хронлогическому принципу собрание сочинений.) Никто и нигде не занимается преподавание сталинизма. Никто и нигде не развивает, не совершенствует сталинизма с точки зрения меняющегося мира. Сталинизм окончательно стал прошлым. Да, героическим. Да, достойным восхищения, но прошлым. В лучшем случае сталинизм проявляется в попытках придерживаться державной позиции, выступая под марксистскими лозунгами. Но не более того.

Совсем другое дело троцкизм. Нет, государство уровня СССР Троцкий не построил. Он никакого государства не построил. Ну, так он и не ставил такой задачи. Как верный последователь Маркса он всю жизнь работал на уничтожение и Государства, как явления, и существующих на планете государств. СССР интересовал его исключительно как инструмент «перманентной революции», — а если говорить прямо – всепланетной войны, — для сокрушения всех мировых государств. А вот созданный им 4-й интернационал хоть и не демонстрирует единства[1], но живет и здравствует.[2] У Троцкого были и есть реальные последователи, которые не только тиражируют и распространяют наследие Маркса и Троцкого, но и действительно работают над его развитием, регулярно отслеживают и комментируют текущие события с точки зрения марксизма и троцкизма. Они издают журналы, у них есть свои сайты, есть своим образовательные структуры. Имена Тони Клиффа, Теда Гранта, Алана Вудса много говорят тем, кто занимается марксистской тематикой. А о Джине Шарпе как о троцкисте Киселев говорит во всероссийском телеэфире. И по сценариям Джина Шарпа реализуются «цветные революции». Троцкизм живет и здравствует.

Почему так? Ответ мне подсказало наблюдение за растительностью.

Растительность мы все видим довольно регулярно: деревья, траву, кустарники. Иногда наблюдаем. У меня обстоятельства сложились так, что довольно длительное время я наблюдаю за развитием молодого дубка.

Когда младшей дочери было 4 или 5 лет она принесла с прогулки желудь: «Давай посадим, пусть дуб растет.» Посадили в цветочный горшок. Через какое-то время показался росток, выбросивший два листика. Год он жил на подоконнике. Потом высадили на пустующее место на даче. Особо за дубом не ухаживали. Разве что иногда поливали, да на зиму закрывали старым ведром от холода и мышей. Сейчас это достаточно уверенное деревце полуметровой высоты. Насколько я почерпнул из интернета, за прошедшее время он должен был вырасти больше. Но толи уход не тот, толи почва не та. И вообще, Южный Урал – это не естественная для дуба среда обитания. Но не это важно в нашем контексте. Важно другое. Из года в год я наблюдаю, как весной этот дубок сначала сиротливо торчит из голой земли. Потом едва выделяется из травы. А там и вовсе теряется среди костра, чистотела, репейника и прочего разнотравья. Если точно не знать, где он находится, то и вообще не найти. Но осенью трава высыхает, и дуб уже гордо возвышается среди пожухших, лежащих конкурентов. Чтобы уже в следующую весну развиваться уже с нового этапа, тогда как трава снова начнет с нуля.

К чему это я? А к тому, что в природе дольше живет тот, кто закладывает более длительный и более масштабный жизненный проект. Если у травы это год – вырасти от силы на 60-70 сантиметров, бросить семена и умереть. То у дуба – это высота десять метров и жизнь в сотни лет.

Сталинизм закладывал проект построения некоего нового общества в отдельно взятой стране – России-СССР. СССР построен – цикл завершен. Что дальше? – А ничего. Ответа на этот вопрос ни у Сталина, ни у его соратников не было и нет. Да, был СЭВ[3], как расширение СССР. Но мирового проекта не было. Более того, сохранив в своих лозунгах «мировую революцию» (за неимением ничего другого), сталинисты подготовили возвращение троцкистов.

Троцкизм, в отличие от сталинизма предполагает мировой разворот. Его проект не заканчивается в «отдельно взятой стране». Его жизненный цикл завершится только тогда, когда будут сметены все государства. Либо, если троцкизм пойдет по пути неоконов, установлением гегемонии США.

И вот здесь кроется «засада». Можно сколько угодно критиковать и разоблачать троцкизм, всё натыкается на элементарный встречный вопрос: «А где ваш Глобальный Проект? Не нравится «мировая революция»? Не нравится гегемония США? – Нет вопросов. Предложите свой проект и давайте поконкурируем.»

Нас троцкистский проект не устраивает. Значит, остается только принять вызов и сформулировать свой Глобальный Проект.


[1] Выделяют пять основных последователей 4-го интернационала: «Воссоединенный Четвертый интернационал», «Международная социалистическая тенденция», «Интернациональная социалистческая альтернатива», «Международная марксистская тенденция» и «Международный комитет Четвертого интернационала».

[2] Формально есть еще и 5-й интернационал. Но едва ли о нем можно говорить всерьез. Дальше разговоров там дело не идет.

[3] Учрежден в 1949-м, но реально заработал начиная с 1960-го.