НЕОКОНЫ ИЛИ ПОСТ-ТРОЦКИСТЫ? Часть 1

Почему-то я всегда с осторожностью отношусь и относился ко всему, что имеет приставку нео-. Очень часто это самое «нео-…» серьезно, если не радикально отличается от исходного понятия. Да и по своей обыденной жизни мы знаем, что обновление, модернизация часто не улучшает, а ухудшает. Но претензия на обновление как улучшение у носителей «нео-…» есть. Вот и неоконсерваторы, а проще говоря неоконы, вызвали у нас те же самые опасения. А поскольку претендуют они, — судя по названию, — ни много ни мало на обновление Консерватизма – идеологии, которая отвечает за сохранение наработанного человечеством, то интерес к ним тем более обоснован. И сейчас мы начинаем серию материалов, где постараемся разобраться, что представляют из себя неоконы. Действительно ли они консерваторы, а если консерваторы, то что в них нового?

Часть 1. Откуда родом неоконы?

«Мы все родом из детства», —

Антуан де Сент-Экзюпери

Вынесенная в эпиграф цитата хорошо характеризует человеческую жизнь. Многое из того, что формирует характер человека, его взгляды на жизнь закладывается в детстве. Да, человек многому учится. Привыкает контролировать свои слова и поступки, однако на уровне инстинктов, рефлекторных реакций часто всплывает то, что было заложено в детстве. И сегодня мы рассмотрим детство неоконов. Здесь нужно сделать оговорку, что детство физиологическое и детство интеллектуальное во многом не совпадают на протяжении жизненного цикла. Если детство физиологическое заканчивается примерно в 15-17 лет, а зрелость наступает годам к 25-30, то детство интеллектуальное как правило заканчивается только к 30-40 годам, а зрелость наступает к 50-70. Вот мы и посмотрим, кем были чем занимались в интеллектуальном плане те, кого называют основоположниками неоконсерватизма.

Когда речь заходит о неоконах, то, как правило, в первую очередь называют Ирвинга Кристола. Именно его перу принадлежат такие крупные теоретические разработки в неоконсерватизме как «Размышления неоконсерватора: оглядываясь назад, глядя в будущее» и «Неоконсерватизм: автобиография идеи»[1]. Так вот в студенческие годы, на которые часто приходится формирование основ человеческого мировоззрения, Ирвинг Кристол состоял в троцкистском кружке. Причем не просто студенческом кружке, где молодые люди отдыхают, а заодно упражняются в интеллекте, а Кружке, из которого потом выросла влиятельная группа «Нью-Йоркские интеллектуалы». Многие члены группы, в том числе Ирвинг Кристол были членами троцкистской «Молодежной Социалистической Лиги».

В группе «Нью-Йоркские интеллектуалы» также работал другой известный неокон Норман Подгорец[2]. Его наставником в Колумбийском Университете был автор протроцкистского журнала «Партизанское обозрение»[3] Лайонел Триллинг.

Среди наставников будущих неоконов часто называют Макса Шехтмана[4]. Это бла действительно примечательная личность. Откровенный троцкист, основатель Социалистической Рабочей Партии[5], которая потом встанет у истоков Четвертого Интернационала. Он лично знал Троцкого, неоднократно встречался с ним, начиная с 1930-го года в Турции. То есть тогда, когда Троцкий пережил падение с кремлевских высот. (Вспомним английскую поговорку “The friend in need is a friend indeed” — Друг в беде — это действительно друг). И был активнейшим проводником идей Троцкого в США. Как мы уже упомянули, он стоял у истоков троцкистского Четвёртого интернационала.

Попробуем повести итог. Как видим, интеллектуальное детство у основателей неоконсерватизма плотно связано с троцкизмом. Конечно, это еще не дает нам оснований утверждать, что они остались троцкистами и в зрелости. Но повод задуматься и углубить изучение есть.


[1] Reflections of a Neoconservative: Looking Back, Looking Ahead, 1983 (ISBN 0-465-06872-3), Neoconservatism: The Autobiography of an Idea, 1995 (ISBN 0-02-874021-1)

[2] Происходил из семьи эмигрантов из Галиции. Это так, к сведению.

[3] “Partisan Review” – англ.

[4] Например, здесь: https://fitzroymag.com/istorija/trockij-i-shljapa-volshebnika/

[5] Socialist Workers Party