АНТИТЕЙЛОРИЗМ В АМЕРИКАНСКОЙ КИНОКЛАССИКЕ

Еще со времен СССР, мы привыкли воспринимать США, как нечто единое в своем «капитализме». По этой логике, голливудский кинематограф должен был прославлять «флагманов капиталистической индустрии» и прославлять передовые методы «потогонного тейлоризма». Однако всё оказалось очень не просто. Недавно я восполнил пробел в знании американской киноклассики и посмотрел фильм Чарли Чаплина «Новые времена».

С первых же кадров на зрителя обрушивается грубый, жесткий антитейлоризм. Идущие на фабрику рабочие сравниваются со стадом баранов. Если это не прямое оскорбление, то что? Дальше гротескно показывается потогонная система, работники не успевают за ускоряющимся конвейером, где постоянно повторяемая маленькая, с минимумом интеллекта операция доводит работника до психиатрической клиники; механизация и унификация всего и вся, включая машину для кормления. Картина вырисовывается крайне отталкивающая.

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/02/05/regnum_picture_1454683175188608_normal.jpg

Справедливости ради нужно отметить, что последователи Тейлора «белыми и пушистыми» не были и то, что мы увидели в фильме, имело реальные основания. И Чаплин показал нам действительность, только художественно её преувеличив. Действительно, повторяемая десятки и сотни раз за день механическая операция не способствует интеллектуальному росту. Действительно, на предприятиях поднимали нормы выработки и доводили скорость конвейера до пределов физических возможностей работников[1]. Действительно за работниками следили, чтобы в рабочее время они не занимались посторонними делами.(В фильме президент корпорации «Электро Стил» по телевизионной связи находит Маленького Бродягу» даже в умывальной)

https://st.kp.yandex.net/im/kadr/3/2/0/kinopoisk.ru-Modern-Times-3208697.jpg
CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 91

Но это часть явления. Другая часть – это масса качественных и дешевых товаров, которые заполонили рынки США и других стран. Именно конвейер превратил автомобиль из роскоши в средство передвижения. То же касалось обуви, одежды, продуктов питания. И критики тейлоризма этими изделиями спокойно пользовались. Однако Чаплин показал нам только неприятные стороны тейлоризма.

Отдельно следует обратить внимание на антифордовские мотивы в фильме. Президент корпорации «Электро Стил» в исполнении Алана Гарсия напоминает Генри Форда.

Здесь возникает вопрос, а только ли против «потогонной системы» выступал Чаплин?

Создать антитейлоровский фильм у Чаплина получилось. Однако, вместе с тем, Чаплин в известной степени противоречит сам себе. Критикуя мелочную организацию промышленного производства, он демонстрирует шедевр детальной проработки кинопроизводства. Все массовые сцены в фильме синхронизированы до долей секунды. Там нет ни одного лишнего движения, ни одного лишнего движения мимических мышц. И это в сценах, где тесно взаимодействуют десятки актеров. Здесь без жестокой дисциплины, без доведения каждого действия до автоматизма не обойтись. И это не одна сцена. У Чаплина в фильме все массовые сцены выверены на высочайшем уровне. Он буквально поставил массовые сцены «на поток» — как принято говорить в промышленном производстве. Просто попробуйте заставить синхронно поднимать и опускать руки хотя бы пять человек, и вы поймете гениальность Чаплина как режиссера – организатора кинопроизводства.

https://www.film.ru/sites/default/files/movies/frames/1627668-938667.jpg

Однако интересен не только фильм «Новые времена». Интересно и то, что вокруг фильма происходило.

Например, в СССР фильм вышел на экраны 13 июля 1936-го, всего через пять месяцев после премьеры с США (5 февраля) и европейской премьеры (11 февраля). Использование тейлоровских принципов организации труда официальной идеологии не противоречило, так как декларировалось совпадение технологического базиса «социализма» и «капитализма». Конвейеры заводов Форда в США, ГАЗа, ЧТЗ и др. в СССР принципиально не отличались. Но «надстройки»-то принципиально различались. А кино, как и вся культура и искусство, по марксистской классификации, относились к «надстройке». Сам факт и скорость появления голливудской продукции на экранах Страны Советов, заставляет задуматься: Так ли глубоки были идеологические противоречия между СССР и Западом? Или ситуация была сложнее лозунгов?

А вот в капиталистической Германии фильм был запрещен цензурой. Более того, по личному указанию министра пропаганды Йозефа Геббельса, был инициирован процесс о плагиате (кстати, проигранный). Как мы указали выше, фильм в том числе и антифордовский. При том, что заводы Форда исправно работали на оккупированной гитлеровцами территории Франции, а сам Форд был награжден Орденом Заслуг германского орла. Кроме Форда этой высшей награды Третьего Рейха для иностранцев были удостоены Муссолини, Франко, Маннергейм, а также сражавшийся на стороне Третьего Рейха русский генерал Хольмстон-Смысловский.

Напрашивается вывод, что сэр Чарльз Спенсер Чаплин со своими картинами участвовал в более серьезных и многоплановых процессах, чем видится на первый взгляд.


[1] Этим, кстати, грешили не только «капиталисты». На советских предприятиях также регулярно проводился хронометраж, по результатам которого нередко «резали» расценки. «Стахановское движение» — это формирование откровенно завышенного стандарта, к которому должны были стремиться остальные. Следствием были избиения и даже убийства «стахановцев», до тех пор, пока подобные преступления не были переведены в разряд политических с соответствующим наказанием.