РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЭМА МАЯКОВСКОГО «ЛЕНИН»

В фильме «Валаам» Путин высказался в том смысле, что большевики, уходя от религии, просто создали свою. Со всеми признаками: чисто религиозным святилищем Мавзолеем, мантрами о рае – коммунизме и проч. Это вызвало неоднозначную реакцию.

 Мы этой работой просто подтвердим мысль Путина. Известную поэму Владимира Маяковского «Владимир Ильич Ленин», рассмотрим повнимательнее, выделяя ряд интересных моментов, которые приводят нас к удивительному выводу: атеисты пользовались чисто библейскими матрицами для создания мифа.  

Поэма «Владимир Ильич Ленин» является образцом создания Мифа и Культа Ленина по всем канонам библейского сознания и с четкими культовыми результатами. Это меняет его формат преподавания в школе. Как – сказать пока сложно, но очевидность налицо: Маяковский в поэме скопировал библейский религиозный формат. Мы даем алгоритм для людей знающих – соотнести это с библейским алгоритмом не представляет труда.

Можно спорить с этим выводом сколько угодно, однако сам результат налицо — люди, которые изучали поэму наизусть, они проникались почти религиозным благоговением к предмету — это факт (автор судит в первую очередь по себе). Это была моя любимая поэма, потому что сделал филигранно, и я знал её наизусть.

1. Заявление о бессмертии Ленина. —

«…Ленин

и теперь

живее всех живых.

2. Представление о Ленине как Иконе, перед (под) которой очищаются, чтобы получить право дальше заниматься Богоприятным делом.

«…Я

себя

под Лениным чищу,

чтобы плыть

в революцию дальше.

3. Заявление о Богочеловечестве земного Ленина, который значительнее, чем все люди и все другие Боги.

«…Богу

почести казенные

не новость.

Нет!

Сегодня

настоящей болью,

сердце, холодей!

Мы

хороним

самого земного

изо всех

прошедших

по земле людей.

4. Ленин мощнее, значительнее, способнее, чем все люди на земле. Он владеет Временем.

«Он земной,

но не из тех,

кто глазом

упирается

в свое корыто.

Землю

всю

охватывая разом,

видел

то,

что временем закрыто».

5. Заявление о божественной близости Ленина ко всем людям на земле. Эта близость настолько замечательна, что человек способен на любые жертвы ради него.

«…И ему

и нам

одно и то же дорого.

Отчего ж,

стоящий

от него поодаль,

я бы

жизнь свою,

глупея от восторга,

за одно б

его дыханье

отдал?»

6. На жертвы готовы все люди Земли.

«Да не я один!

Да что я

лучше, что ли?!

Даже не позвать,

раскрыть бы только рот —

кто из вас

из сел,

из кожи вон,

из штолен

не шагнет вперед?!

7. Необходима Божественная биография Ленина.

«…Что он сделал,

кто он

и откуда

этот

самый человечный человек?»

8. О нем пророчили Пророки — обещая родить спасителя и мстителя.

«…И уже

грозил,

взвивая трубы за небо:

— Нами

к золоту

пути мостите.

Мы родим,

пошлем,

придет когда-нибудь

человек,

борец,

каратель,

мститель!»

9. Его, как Бога, ждет и зовёт Народ. Одна из основных функций Бога – заступник, защитник.

«…И бурчало

у трущоб в утробе,

покрывая

детвориный плачик:

— Под работу,

под винтовку ль,

на —

ладони обе!

Приходи,

заступник

и расплатчик! —

…выплыви,

заступник солнцелицый.»

10. Возникает Новый Иоанн Креститель — Карл Маркс, божественного происхождения (его родило бессмертное Время — по аналогии греческого Бога Хроноса).

«…Время

родило

брата Карла —

старший

ленинский брат,

Маркс».

11. Формируется четкое представление об избранничестве Ленина.

«…Он придет,

придет

великий практик,

поведет

полями битв,

а не бумаг!»

12. Формируется образ Блага (рая), и Врага (Ада).

«…Социализм — цель.

Капитализм — враг».

13. Ленин — божественный просветитель — мессия, несущий свет.

«…Бился

об Ленина

темный класс,

тёк

от него

в просветленьи…»

14. Определяется всемирный масштаб Спасения.

«…Нынче

нами

шар земной заверчен».

15. Представление о Партии-Церкви, которая должна продолжать Дело на Земле — огнем и мечом, и в которой можно продолжать навсегда дело Ленина.

«…Партия —

рука миллионопалая,

сжатая

в один

громящий кулак…

Партия —

бессмертие нашего дела.

16. Партия из человеческого ничтожества делает служителя Бога, от которого передается сила действия глобального масштаба.

«Партия — единственное,

что мне не изменит.

Сегодня приказчик,

а завтра

царства стираю в карте я».

17. Но есть коварные враги. Свои иуды-отступники (Плеханов) и пилаты.

«Зверела реакция.

Интеллигентчики

ушли от всего

и все изгадили….

Сам заскулил

товарищ Плеханов:

— Ваша вина!

Запутали, братцы!

Вот и пустили

крови лохани!

Нечего

зря

за оружие браться».

18. Ленин проявляет Божественную волю как истинный Спаситель.

«Ленин

в этот скулеж недужный

врезал голос

бодрый и зычный:

— Нет,

за оружие

браться нужно,

только более

решительно и энергично.

19. Ленин – один победил Зло.

«…Додрались,

и вот

никаких победивших, —

один победил

товарищ Ленин!»

20. Ленин, как тайный Бог, вездесущ.

«…Ленина не видно,

но он близ.

По тому,

работа движется как,

видна

направляющая

ленинская мысль,

видна

ведущая

ленинская рука».

21. Позади — века неведения, впереди — сияющий рай.

«…Это

от рабства

десяти тысячелетий

к векам

коммуны

сияющий перевал».

22. Несмотря на то, что он незаметен, скромен, он как Великий Бог владеет людьми и процессами.

«…Кто мчит с приказом,

кто в куче спорящих,

кто щелкал

затвором

на левом колене.

Сюда

с того конца коридорища

бочком

пошел

незаметный Ленин.

…Он

в черепе

сотней губерний ворочал,

людей

носил

до миллиардов полутора».

23. При этом Ленин – свой, равный среди равных, как Иисус из одной круговой чаши пьет.

«…Но Ленин

меж равными

был первейший

по силе воли,

ума рычагам».

24. Ленин – строитель земного рая равенства всех народов, где нет ни «еллина, ни иудея».

«Подымаются страны

одна за одной —

рука Ильича

указывала верно:

народы —

черный,

белый

и цветной —

становятся под знамя Коминтерна».

25. Пройдя за ним, каждый, по-библейски, «кто был ничем, тот станет всем» — назло «бывшим», «спецам».

«…и даже

безграмотным

сердце прожег.

…В очках

манжетщики,

злобой похаркав,

ползли туда,

где царство да  графство.

Дорожка скатертью!

Мы и кухарку

каждую

выучим

управлять государством!»

26. Для того, чтобы божественное состоялось, нужны жертвы. Желательно тотальные.

«…»Мы смело в бой пойдем

за власть Советов

и, как один, умрем

в борьбе за это!»

27. Каждый через Бога войдет в вечность, взяв часть божественной души и смысла.

«…и в каждом — Ильич,

и о каждом заботится

на фронте

в одиннадцать тысяч верст.

…Коммуна — столетия,

что десять лет для ней?»

27. Его смерть — вселенское мировое горе.

«…- Вчера

в шесть часов пятьдесят минут,

скончался товарищ Ленин! —

Этот год

видал,

чего не взвидят сто.

28. Имя Ленина все взяли в сердце как имя Спасителя.  

«… Здесь

каждый камень

Ленина знает

…и вот

пролетарий —

всего властелин.

Здесь

каждый крестьянин

Ленина имя

в сердце

вписал

любовней, чем в святцы.

29. Ленин даровал всем землю и Землю.

 «Он земли

велел

назвать своими,

что дедам

в гробах,

засеченным, снятся».

30. Все готовы на любые жертвы во имя Ленина для продолжения его дела. Все готовы к смерти во имя его жизни.  

«И коммунары

с-под площади Красной,

казалось,

шепчут:

— Любимый и милый!

Живи

и не надо

судьбы прекрасней —

сто раз сразимся

и ляжем в могилы! —

сейчас

прозвучали б

слова чудотворца,

чтоб нам умереть

и его разбудят, —

плотина улиц

в распашку растворится,

и с песней

на смерть

ринутся люди».

31. Мировая скорбь. Земля должна «вписаться» в скорбный ритуал. Само обращение к земле носит принизительный характер перед величием Ленина.

«…Замрите

минуту

от этой вести!

Остановись,

движенье и жизнь!

Поднявшие молот,

стыньте на месте.

Земля, замри,

ложись и лежи!»

32. Ленин возносится над Землей как высшая величина.

«…Встает

предо мной

у знамен в озарении

темный

земной

неподвижный шар.

Над миром гроб

неподвижен и нем.

У гроба —

мы,

людей представители …»

33. Каждый Культ реально вырастает после смерти БогоЧеловека, после чего Смерть становится организатором религии.

«…Стала

величайшим

коммунистом-организатором

даже

сама

Ильичева смерть».

34. Именно смерть сделает Последнюю Битву за Будущее всего Мира последней. Советский Армагеддон закончится победой нового Христа.

«…- Пролетарии,

стройтесь

к последней схватке!

Рабы,

разгибайте

спины и колени!

Армия пролетариев,

встань стройна!

Да здравствует революция,

радостная и скорая!

Это —

единственная

великая война

из всех,

какие знала история.»

Выводы. 1. Поэма построена как новое Евангелие со всеми параметрами богооткровенного текста. Поэма «Ленин» — образец культового искусства. 2. Поэма партийна, но конфессиональность — это та же партийность. И наоборот. Культ не возвышает конфессии перед партиями.

Последний вопрос: Поэма должна квалифицироваться в рамках христианского или советского культа?