НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИФФАМАЦИЯ НКВД

Бывает такая ситуация, когда смотришь фильм: вроде все нравится, актёры, их работа, сюжет, поднятая проблема, интересно. Но остается какой-то осадок. Как будто в прироге попадется гнилая ягода. И удовольствие смазано. Нечто подобное я испытал после того, как посмотрел сериал «Комиссарша».

Нужно сразу сказать, фильм сделан хорошо. Помимо интересного сюжета есть еще проблема соотнесения личного и государственного. Главная героиня Галина Семенова вынуждена делать жестокий выбор между долгом материнским и долгом перед Родиной. Её непутевый сын Илья находится в еще более сложной ситуации. С одной стороны – мать, пусть не образцовая, но мать; человек, который спас от голодной смерти во время немецкой оккупации оказался бандитом, немецким пособником и виновником гибели жены. Да еще на самом Илье два убийства, один из убитых – милиционер, преступление с однозначным приговором. И выход из ситуации не был найден. Авторы фильма по сути разрубили этот туго затянутый «Гордиев узел» гибелью Ильи. И я не возьмусь говорить, что кто-то может найти выход из подобной ситуации. В общем авторы фильма сработали качественно.
Но вот только непонятно, зачем было давать слово подонкам? Самый отвратительный персонаж в фильме – Егор Матвеев. Мало того, что бандит и убийца, так еще и пособник оккупантов. И ему в фильме регулярно «предоставляют слово». Вот один из его монологов:
«Мы, товарищи, никогда хороших людей не трогали. Мы давили таких вот гадов – ростовщиков, спекулянтов. И, поверьте мне, они еще у немцев за доносы получали.
А наша власть пришла и что? Изменилось чего, а! Тронулось что? Вот так вот и заплата «завтра», потом будет «послезавтра».
Первая часть понятна – любой бандит представляет себя этаким «Робин Гудом» — защитником обездоленных. А вот дальше он уравнивает советскую власть с оккупационной. И подобного рода выступлений в сериале не меньше трех. Понятно, говорящий – негодяй, предатель. Но непонятно, зачем вообще давать ему слово?

Есть еще интересный вопрос. Почему немецким диверсантом сделали майора НКВД, «подчинив» ему и мясокомбинат, и топливный склад, и воинские части? Я готов допустить, в экстренной ситуации, каковой является поимка особо опасной банды преступников отдельные войсковые подразделения временно подчинили НКВД. Но почему НКВД занимается планированием перевозок мяса? Мясокомбинаты в СССР подчинялись Главному Управлению мясной промышленности (Главмясо), которое входило в состав наркомата мясной промышленности. Автобазы имели свое подчинение. Их руководители, конечно, боялись НКВД и именно поэтому должны были затребовать от лже-майора документ, подтверждающий его полномочия и параллельно запросить подтверждение от своего руководства. Лже-Фролов действовал в городе более недели, так что время было. Такая ситуация теоретически возможна, если мясоперерабатывающее производство находится в составе гарнизона, а перевозками занимается автобат. Но тогда начальником мясокомбината должен быть военный, охрану нести солдаты, а не гражданский сторож и порядок в гарнизоне должна блюсти военная администрация, а не милиция. Здесь авторы фильма здесь явно перемудрили. Формально придраться невозможно. Право на творчество и незнание, вражеский диверсант в конце концов уничтожен. Однако этот момент неплохо вписывается в общую тенденцию показа органов госбезопасности в негативном свете, которая всё отчетливее проявляется в российских сериалах последних лет.

Опубликовано Литературная Россия № 31, 15.09.2017