ПРОЕКТ КОММЕРЧЕСКИЙ – СКАНДАЛЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ

Вокруг «Северного Потока 2»

Венская конвенция 1969-го года в своей первой статье четко оговаривает, что применяется к договорам между государствами. Но как быть, если идет скандал, делаются резкие заявления на уровне глав дипломатических ведомств и даже государств, вокруг явлений, участниками которых государства не являются? Речь идет о проекте «Северный Поток 2».

Прежде всего, нужно напомнить, что «Северный Поток 2» проект коммерческий. Государства не являются участниками этого проекта. Единственным акционером проектной компании «Nord Stream 2 AG», созданной для планирования, строительства и последующей эксплуатации газопровода «Северный поток ‑ 2», с 2017 года является российская коммерческая организация Газпром, а в качестве инвесторов участвуют Engie (Франция), OMV (Австрия), Shell (Англия и Уэльс), Uniper (Германия), Wintershall DEA[1] – также коммерческие организации. Государства (ФРГ, Финляндия, Швеция, Дания, Россия) участвуют постольку, поскольку согласовывают прокладку ниток трубопровода по своей территории и в своих исключительных экономических зонах. И эти согласования определяются разрешениями, которые соответствующие государства выдают компании «Nord Stream 2 AG». Здесь нет ничего межгосударственного. Есть только разрешения, которые отдельные государства независимо друг от друга выдали частной компании.

Однако, реальность показывает обратное. На данный момент ситуация вокруг «Северного Потока 2» менее всего напоминает ситуацию вокруг хоть и очень протяженной, но всё-таки стройки.

Сторонниками и противниками коммерческого проекта заявили себя государства, а не коммерческие структуры.

В этой связи наиболее любопытным (мягко говоря) стало заявление министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы: «Мы против этого проекта. Условием его запуска должно быть освобождение наших территорий и энергетическая безопасность Украины. Это справедливая компенсация за угрозы», — написал Кулеба в твиттере.[2]

На заявление Кулебы отреагировала официальный представитель российского МИД Мария Захарова. На брифинге 17 июня она заявила, что условия по работе и запуску газопровода «Северный поток — 2», выдвигаемые министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой, противоречат принципам рыночной экономики, на которых строится международное экономическое сотрудничество. И что «В этом проекте заложена не политика, а выгода. Выдвижение Украиной либо какими-то другими странами неких условий запуска, эксплуатации газопровода, помимо существующих правовых норм, просто противоречит общепризнанным рыночным принципам, на которых и должны строится международные торгово-экономические отношения».

Дальше всех в вопросе «Северного Потока 2» пошли США. Принятый Конгрессом в 2017-м году закон CAATSA (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act — «О противодействии противникам Америки посредством санкций»; H.R. 3364, Pub.L. 115-44) предусматривает, помимио всего прочего воспрепятствование строительству газопровода, на том основании, что это создает трудности союзникам США в Европе и расширяет влияние России. Однако, это отступление, поскольку мы говорим о дипломатии. А Конгресс США дипломатическим ведомством не является. Мы здесь только подчеркнули уровень и географию конфликта.

Мы воздержимся от оценки высказываний дипломатов. Мы только констатируем факт, что частным коммерческим проектом, каким формально является «Северный Поток 2» всерьез занимаются государственные структуры, каковыми являются министерства иностранных дел.

Вопрос: как и на каком основании это делают? Разве в дипломатических конвенциях прописано участие официальных дипломатических структур в коммерческих проектах частных компаний? Мы за то, чтобы наше российское государство отстаивало интересы наших юридических лиц. Но явные провалы в международных документах просматриваются, на наш взгляд весьма отчетливо.


[1] https://www.nord-stream2.com/ru/

[2] https://ria.ru/20210614/krym-1736946079.html