Англичане помогали выращивать агрессора.

Для того, чтобы победить врага не обязательно воевать с ним самому. Более того, лучше не воевать с ним самому. Зачем посылать на смерть своих граждан, когда можно послать чужих? Кроме того, в политике нет вечных союзников и вечных врагов. Столкнув своих конкурентов, вы получите двух ослабленных конкурентов. Сами же останетесь в полном здравии и сможете диктовать и тому и другому и даже выступить в роли миротворца.  Война чужими руками была и остается высшим пилотажем мировой политики.

Хорошо, когда агрессор уже готов, и вы его грамотно направляете в нужном направлении. А если он еще слабоват? Значит, ему нужно помогать расти.

Я интересуюсь авиацией и, когда я углубился в историю немецких самолетов, бросилась в глаза интересная деталь. Большинство самолетов Люфтваффе, которые станут знаменитыми во Второй мировой войне, будут символами агрессии, имели английские корни. Опытные образцы этих машин оснащались английскими двигателями «Ролс-ройс». Полученную информацию я свел в таблицу.

Самолет Тип самолета Фирма-изготовитель самолета Двигатель Страна-изготовитель двигателя Примечания
Bf-109 Истребитель «Мессершмитт» Роллс-ройс «Кестрел» Англия Наряду с Fw-190, основной истребитель Люфтваффе во Второй мировой войне. В России и СССР больше известен как Ме-109
Не-112 Истребитель «Хейнкель» Роллс-ройс «Кестрел» Англия Состоял на вооружении Германии, Румынии, Венгрии, Японии. Однако не был таким массовым, как Bf-109.
Ar-80 Истребитель «Арадо» Роллс-ройс «Кестрел-V» Англия На вооружение не принят
Hs-122 Разведчик «Хеншель» «Роллс-ройс» — «Кестрел»-ХI Англия На вооружение на принят. Стал прототипом Hs-126, хорошо показавшего себя в Европе и Северной Африке. Был основным разведчиком Люфтваффе до появления Fw-189 (Рама)
Ju-87 Пикирующий бомбардировщик «Юнкерс» Роллс-ройс «Кестрел» Англия Знаменитый пикировщик, прославился исключительной точностью бомбометания. В нашей стране был известен кА «лаптежник»
He-118 Пикирующий бомбардировщик «Хейнкель» Роллс-ройс — «Баззард», Англия На вооружение не принят.
Ha-137 Пикирующий бомбардировщик «Блом унд Фосс» «Роллс-Ройс» «Кестрел-V» Англия На вооружение не принят.

Обратите внимание, англичане поставляли двигатели для опытных самолетов нескольких фирмам. Но об этом ниже.

Двигатель дает самолету движение и жизнь. Без двигателя разработка не продвинется дальше чертежей на кульмане, максимум полноразмерного макета, на котором можно проверить разве что собираемость основных узлов и систем. Испытать самолет на управляемость, устойчивость, проверить, как открываются шасси в условиях набегающего потока воздуха, достаточна ли прочность силового каркаса при выполнении фигур высшего пилотажа и т.п. можно только в воздухе. В то время, когда уже были понятны основные решения по самолетам, немецкие двигателестроители, — BMW, «Юнкерс», «Аргус», «Сименс» и др., — не могли предложить готовые двигатели требуемых параметров. Поэтому самолетчики устанавливали подходящие иностранные двигатели и доводили машины в условиях реальных полетов. Да, установка другого двигателя – это дополнительная работа. Зато с другим двигателем можно отработать планер, интерьер кабины, системы управления, установку вооружения и много чего еще, к чему двигатель не имеет прямого отношения. Германия создавала мощные ВВС и не могла терять время. Впоследствии все серийные машины оснащались немецкими моторами. Получается, «Роллс-ройс» ускорял развитие Люфтваффе, компенсируя отставание немцев в области двигателей.

Даже человеку далекому от техники понятно, что оснащать военную технику импортными комплектующими опасно. В случае войны можно легко остаться без самих комплектующих, так и запчастей к ним. Даже если война не со страной-поставщиком. Кто знает, какие отношения связывают поставщика с противником? Немцы не стали исключением. Все серийные машины оснащались немецкими моторами. Вопрос, почему англичане поставляли немцам двигатели, заранее зная, что серийных поставок не будет. Ради прибыли? Но прибыль в промышленности появляется там, где серийное производство и массовые поставки. Сомнительно, что 2-3 мотора для опытных машин, — скорее всего по индивидуальному заказу, — заметно повлияют на прибыль такой компании как «Роллс-ройс». Они тогда снабжали двигателями не только английские ВВС. Немцы выигрывали время, а что выигрывали англичане?

Далее, если вы когда-нибудь заказывали технику, то обязательно заполняли спецификации, где описывали условия работы техники, «опции», ваши пожелания. Это делается для того, чтобы изготовитель мог подобрать для вас нужную комплектацию и даже изготовить по специальному заказу. Скорее всего, компания «Роллс-ройс» не была исключением. Специалист «Роллс-ройса» прочитает спецификацию, заполненную, например компанией «Юнкерс». Уверен, что для него не составит труда понять, что двигатель будет устанавливаться на военный самолет. Кроме того, двигатель Роллс-ройс «Кестрел» устанавливался на многие военные самолеты того времени[1] в том числе английские. Сам факт заказа такого двигателя должен заставить задуматься. Получается, что англичане вооружали Люфтваффе наравне со своими ВВС. Неужели ни кто не додумался сообщить «куда следует»? А может быть сообщил, но «там где следует» имелись свои инструкции на этот счет?

Вернемся к таблице. Англичане поставляли свои двигатели практически всем ведущим авиационным фирмам нацистов. Готов допустить, что например, Эрнст Хейнкель мог воспользоваться своими связями и приобрести двигатели для своей компании. Неужели такие связи были у всех?

В 1933-м году Гитлер прекратил выплаты репараций по Версальскому договору[2]. Воссоздание немецких бронетанковых войск и ВВС становились «секретом Полишинеля». Агрессивность Германии была очевидной. Почему правительство не наложило запрет на поставку стратегических товаров, какими являются авиационные двигатели?

Мы затронули только английские двигатели. Эта страна сильно пострадала от немецкой авиации. Они явно вырастили агрессора против самих себя. Но есть еще и США – другая страна, подписавшая Версальский договор, как победительница. Их двигатели «Пратт энд Уитни» — «Хорнет» и «Райт-Циклон» ставились на уже упомянутые пикировщики Hа-137 фирмы «Блом унд Фосс». Двигатели «Пратт энд Уитни» – на опытные Fw-200. Эта машина начиналась как пассажирская, но стала успешным дальним бомбардировщиком гитлеровцев. За высочайшую эффективность в действиях против конвоев союзников её прозвали «Бичом Атлантики». Морские суда гибли не столько от бомб, сколько от подводных лодок, которых наводили летчики.

Ситуация становится еще интереснее. Победители Первой мировой и будущие участники антигитлеровской коалиции совместными усилиями поднимали Люфтваффе. Зачем? Явно не для того, чтобы потом с ними бороться.

Напрашивается вывод: Британские власти и промышленники сознательно способствовали становлению гитлеровских ВВС, тех самых, которые вскоре обрушат смерть на Лондом, Париж, Варшаву, Копенгаген.

Пса бойцовской породы выращивают не для того, чтобы самим стать его жертвой. Против кого выращивали Люфтваффе?

Картина становится еще интереснее, когда мы заглянем в историю двигателей. Вот немецкий, вроде бы, двигатель BMW-132. Он выпускался в различных модификациях и устанавливался на машины фирм: «Арадо», «Блом унф Фосс», «Физлер», «Хейнкель», «Юнкерс». Вроде бы ничего особенного. Однако это не что иное, как лицензионная копия двигателя «Хорнет» компании «Пратт энд Уитни». Так вот, лицензия была приобретена еще в 1928-м году.

«No comments» — как говорят англичане.


[1] Можно посмотреть, например, здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Rolls-Royce_Kestrel

[2] К слову, выплаты возобновились в 1953-м после заключения Лондонского договора. Завершились 4 октября 2010 года всего было выплачено 269 миллиардов золотых марок (примерно 100 тысяч тонн золота).