Казахстан как феномен Великой России (Метаисторический аспект) продолжение 2

6. Ну, а мы прикоснёмся к его Правде! Как уже было сказано, труд члена-корреспондента НАН РК уважаемого Толыбекова Сергали Есбембетовича — фундаментальный. Но этот труд ещё и объемистый (636 стр.). Поэтому некоторые важные положения и выводы автора я приведу лишь фрагментарно, причем, очень выборочно, с учетом целей и задач настоящей статьи:

6.1. «Кочевое скотоводство исключало оседлый образ жизни, развитие земледелия, появление населенных пунктов – деревень, сёл, возникновение частной собственности на землю, что имело в свое время прогрессивное значение. В основе этого лежала специфика кочевого скотоводства, которая предопределила кратковременность пребывания кочевников в одном месте и требовала дальнейшего кочевания в поисках пастбища» (стр. 77).

6.2.  «В просторах казахских степей, где кочевые племена не могли обособиться друг от друга, они постоянно смешивались в процессе кочевых передвижений в поисках пастбищ и межплеменных войн, связанных в основном с угоном лошадей.

6.3. Консервативность родо-племенного устройства общества заключалось в том, что оно объединяло людей в роде, но разъединяло их на мелкие родо-племенные группы в обществе. Оно было одним из серьёзных препятствий формирования национального и классового самосознания кочевников и развития у них государственности.

Все охарактеризованные признаки кочевого скотоводческого общества казахов, вместе взятые, препятствовали развитию производительных сил и изменению производственных отношений людей, веками консервировали патриархально-феодальные отношения». (Стр. 602).

6.4. «ХVII – начало ХХ века характеризуется господством патриархально-феодальных отношений в казахском обществе». (Стр. 18).

6.5. «Общественное производство кочевого общества казахов ХVII –ХVIII вв. характеризовалось, с одной стороны, общим владением пастбищной территорией, с другой, — частной собственностью индивидуальной семьи на скот. При таком дуализме экономической основы патриархально-феодального кочевого общества основным орудием эксплуатации человека человеком была частная собственность на скот».(Стр. 165).

И далее, два разящих удара Толыбекова С.Е. по «альтернативным» историкам националистического толка, не оставляющих от их доводов камня на камне:

6.6. «Обширная территория казахов вплоть до завершения их присоединения к России в 60-х гг. ХIХ в. не была территорией народа, объединенного в одном государстве. Каждый из трех казахских жузов кочевал в определенной зоне казахских степей и пустынь, хотя никаких установленных границ между ними не было».(Стр. 606).

6.7. «Казахское кочевое ханство ХVII –ХVIII вв. возникло на базе патриархально-феодальных отношений кочевников, как неустойчивое полугосударственное объединение, характерное для подобного типа производственных отношений. Оно выступало как аппарат насилия в руках полуфеодального господствующего класса крупных скотовладельцев, представляя собой начальную стадию развития государственности, сохранявшей в себе ещё признаки «военной демократии».(Стр. 608).

На стр. 14 автор со ссылкой на И.Г. Георги («Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей» ч. 2 СПб, 1799 г. стр. 127) даёт весьма характерное описание аула хана Нурали, который имел 1 000 лошадей, 400 голов рогатого скота, 200 верблюдов, около 4 000 овец и несколько сот коз, что позволяет судить о реальной экономической немощи казахских ханов как глав «государства».

6.8. «Внутреннее социально-экономическое и внешнеполитическое положение казахских жузов конца ХVII –ХVIII в. обусловило добровольное присоединение Казахстана к России. Начало этого процесса относится к 30-м годам ХVIII столетия, а завершение к концу 60-х годов ХIХ столетия.

Кочевое хозяйство казахов, исчерпав все возможности своего прогрессивного развития, в ХVIII столетии находилось в стадии разложения. Казахи больше не могли извлекать продукты труда оседлых жителей ни путём грабежа, ни в виде дани или другим способом. Военные походы Джунгарии и среднеазиатских государств на казахские жузы носили истребительный характер.  Это еще больше ухудшило положение кочевников, и без того постоянно страдавших от межродоплеменных войн, взаимного истребления и барымты (читай, грабежа или разбоя – В.В.)». (Стр. 611).

Далее автор со ссылкой на И.И. Крафта (Сборник узаконений о киргизах степных областей. Оренбург, 1898, стр. 20) пишет: «Обеспечить мир и спокойствие в стране, где царила анархия и насилие, и где стоны, и плач оглушали воздух, и кровь лилась рекою…невозможно». Все это говорило о разрушении производительных сил кочевого общества». (Стр. 611).

Такого у «альтернативных» историков националистического толка мы не прочтем.

Иногда ловишь себя на мысли, что они скоро выдвинут вообще абсурдные мысли о том, что лучше бы такого объединения Казахстана с Россией не было. Тем не менее, история реально свидетельствует о том, что

6.9. При таких социально-экономических и внешнеполитических условиях добровольное присоединение Казахстана к России было стремлением народных масс выйти из создавшегося критического положения. Россия в ХVIII в.  стояла на более высоком уровне развития по сравнению с кочевым обществом казахов.» (Стр. 611).

Здесь же автор также отмечает, что «основная масса полуфеодальной верхушки кочевого общества действительно вела длительную реакционную борьбу против добровольного присоединения к России, она выступала за сохранение старых устоев патриархально-феодальных отношений и отжившей свой век пастбищно-кочевой системы хозяйства (например, движение батыра Срыма в ХVIII в. и некогда восхваленного Е.Б. Бекмахановым уже известного нам кровожадного  самозванного хана Кенесары Касымова в ХIХ в.)». (Стр. 611).

«Тем не менее, почти вся полуторавековая история добровольного присоединения Казахстана к России характеризуется постепенным и неуклонным ростом политического и экономического влияния России на социально-экономическую жизнь казахских кочевников, развитием хозяйственных связей, постепенным переходом казахов к полукочевому и оседлому образу жизни.

Переход к полукочевому и оседлому образу жизни был основным показателем прогрессивных сдвигов в экономической жизни казахских кочевников. Осевшая часть казахского населения училась у русских строить постоянные жилища, косить сено, сеять и убирать хлеб.

В результате перехода казахов к полукочевому и оседлому образу жизни происходили прогрессивные изменения и в земельных отношениях.» (Стр. 612).

Таким образом, по мнению выдающегося ученого,  «кочевое общество казахов в ХVI –ХVIII вв. в своих основных чертах характеризовалось: кочевым скотоводством с большим радиусом кочевания, частным скотовладением  при  общинном  пользовании пастбищем, патриархальным рабством и полуфеодальной эксплуатацией, родо-племенным устройством с экзогамным единобрачием, с калымом у основной массы населения и многоженством у эксплуататорской верхушки, военно-племенным полуфеодальным государственным образованием в виде кочевого ханства с данью и данническими отношениями, постоянными грабительскими внешними и внутренними войнами, неписанным обычным правом, культом предков и культом скота». (Стр. 374).

Лучше и не скажешь!Неумолимая история действительно свидетельствует о том, что все попытки отдельных казахских ханов создать единое государство были заведомо обречены на провал вследствие родо-племенной обособленности казахского населения и отсутствия экономической базы, которая могла бы возникнуть только в условиях оседлости.

7. Казахстан накануне революционных событий. Территориальный аспект. Полагаю необходимым остановиться несколько подробнее на самом понятии «территория».

7.1. В различных словарях и других источниках под территорией понимается: 1) пространственная сфера, географический район; 2) находящаяся под юрисдикцией (суверенитетом) государства часть земной поверхности (включая сушу, территориальные воды, недра, воздушное пространство); 3) административно-территориальная единица — составная часть государства для осуществления государственной власти на местах; 4) регион, местность; 5) специальная зона, созданная для реализации специфических задач государства; 6) земля, поверхность суши; 7) сфера  жизнедеятельности, сфера обитания населения и другие.

С учетом изложенных бесспорных выводов Толыбекова С.Е. в нашем случае территорией казахского кочевого общества, как накануне его вхождения в состав Российской Империи, так и по окончании процесса вхождения, являлась лишь сфера жизнедеятельности, сфера обитания населения! И не более того!

Но в процессе вхождения казахского кочевого общества в состав Российской Империи эта территория, по мере её освоения – строительства крепостей, опорных пунктов, сел, городов и т.п., становилась уже территорией, находящейся под юрисдикцией (суверенитетом) Российской Империи.

7.2. К сожалению, «альтернативные» историки националистического толка не замечают этой особенности или не хотят замечать. Более того, вопреки некоторым очевидным фактам, они нередко противоречат сами себе.

Так, например, проф. Сарсенбаев М.А. пишет: «В начале 30-х годов XVIII века казахский Младший жуз расширил границы своих кочевий за счет вытеснения своих соседей – башкир и волжских калмыков с зауральских территорий. Тем самым территория Казахского ханства была увеличена за счет земель Северного Прикаспия».8)

Такая позиция — не просто ошибочная. Она однозначно оправдывает агрессивные действия хана Младшего жуза Абулхаира против Российской Империи.

Напомним, калмыки – выходцы из Джунгарского ханства, в 1608-1609 гг. присягнули на верность русскому царю и приняли российское подданство. В их задачу входила охрана русской государственной границы.

Часть башкир приняли российское подданство в 1554-1557 гг., остальная часть – в конце ХVI – начале ХVII вв.

И что в результате получается? Причём, без всякой попытки идеализации кого-либо. А то, что «будущие русские подданные» — казахи «воевали» русские земли, населённые другими русскими подданными – башкирами и калмыками! А 10 октября 1731 г., как указано выше, «победители» в этом конфликте в указанной «горячей точке» тоже приняли русское подданство.

Можно ли после всего этого говорить о какой-то исконно казахской территории, или нет?

И подобные «научные» недоразумения, к сожалению, встречаются часто.

Кстати, приведённый давний исторический случай очень напоминает нам другой, уже совсем недавний, — когда разразился вооруженный конфликт между двумя постсоветскими республиками, «размещёнными на исконно российских территориях», по поводу третьей — самопровозглашенной республики, также «размещенной на исконно российской территории».

История Российской Империи знает случаи, когда ещё в ХVIII в. к русским границам прикочёвывало казахское население, разорившееся или подвергшееся гонению со стороны главарей более сильных и враждебных родо-племенных групп. Постепенно оно оседало на пограничной полосе, а затем с разрешения российских властей расселялось и дальше. Это нормальная житейская ситуация и она совершенно не даёт каких-либо оснований для оспаривания российского суверенитета в отношении её территорий, ставших районами расселения казахов.

Казахов можно было встретить везде! И в Тюмени, и в Москве. Даже в Болгарии!

Могут спросить, причём здесь Болгария? А дело в том, что предками казахов являются на самом деле не монголо-татары и тем более не чингизиды, чем весьма кичатся «альтернативные» историки, видимо, с целью демонстрации  ни на чём не основанного националистического престижа!

Предками казахов являются половцы, которые, теснимые войсками Чингисхана, устроившими им геноцид, рассыпались по всей  Великой Степи, прошли Русь, Венгрию, а оттуда – в количестве около 100 тыс. кибиток на колесах – ушли в Болгарию на «постоянное место жительства» по приглашению болгарского царя. Об этом очень интересно и подробно описано в замечательном романе-эссе «Память» Владимира Чивилихина.

Слава Богу, но из Казахстана пока ещё не поступили в Болгарию  претензии на её территории!

К сожалению, противоречат себе не только «альтернативные» историки националистического толка из Казахстана.

Противоречие заложено и в Преамбулу Конституции Республики Казахстан. Так, в ней продекларировано: «Мы, народ Казахстана, объединённый исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, …»

Спрашивается, если в Преамбуле Конституции РК говорится о народе Казахстана, то почему занимаемая территория считается исконной казахской землёй, а не исконной землёй всего народа Казахстана, включающего в себя представителей разных наций и народностей, по сути всех наших соотечественников?

7.3. Поэтому уместно будет ещё раз напомнить, что Российская Империя жива и продолжает быть субъектом международного права, продолжает быть нашим общим Государством! Она всего лишь временно утратила свою правовую дееспособность.

В состав территории Российской Империи входили (и входят) все земли всех её губерний, в т.ч. и территория, ныне занимаемая Республикой Казахстан, что составляло (и составляет) единую территорию единого государства, а не сумму территорий её народов или сфер  жизнедеятельности и  обитания населения.

Мы должны постоянно иметь ввиду, что завершение присоединения казахских жузов к России получило свое юридическое оформление в реформе 1867-1868 г.г., когда была подвергнута перестройке вся система управления казахами и на ее основании вся земля, населенная казахскими кочевниками, была объявлена государственной собственностью, предоставленной на основе обычаев в бессрочное пользование кочевого общества. Именно в пользование, а не в собственность!

Мы знаем и помним, что произошло в феврале и в октябре 1917 года, как знаем и то, что с точки зрения юридической этого не должно было случиться!

А это значит, что продолжают жить и действовать законы Российской Империи! Разумеется, с учётом сложившихся реалий, но с безусловным и неукоснительным соблюдением основополагающих устоев Империи, и прежде всего российского государственного суверенитета, в т.ч. и территориального!

И это не тот случай, когда говорят, что право или закон переживают самих себя!  Нет! Но это тот случай, когда мы должны возвратиться к соблюдению и исполнению преданных нами забвению всё еще действующих законов Российской Империи!

А если обратиться к Своду Законов Российской Империи (т. I. Часть первая Свода основных государственных законов. Изд. 1906 г., Раздел первый. Основные государственные законы.), то ст. 1 гласит: «Государство Российское  едино  и  нераздельно».

Это очень важно,поскольку  есть фигуранты типа упоминавшегося нами М. Мухамеджанова, которые с умным видом настаивают на том, что Российская Империя была уничтожена, а создание СССР было противозаконным, т.к. не был проведен референдум.

Ну, что тут скажешь? Таким «оппонентам» можно предложить и дальше в таком же духе приводить свои возражения. Например, почему хан Абулхаир не провел среди  казахов-кочевников референдум, а «ограничился» принятием российского гражданства совместно с 29 старшинами Младшего жуза? А почему самозванец Кенесары назначил себя ханом, минуя референдум? И т.д.

Таким образом, вся без исключения ныне занимаемая Республикой Казахстан территория является исконно российской государственной территорией, на которую распространяется государственный суверенитет Российской Империи, а в дальнейшем  и  её  правопреемников – Советского Союза и Российской Федерации (России).

8. Казахстан в составе РСФСР и СССР. Итак, Казахстан размещался и размещается на исконной территории Российской Империи!

В 1917 году в Российской Империи произошли февральский и октябрьский государственные перевороты, начался тяжелейший период Гражданской войны, что оказало значительное влияние на судьбу казахов и сыграло определяющую роль в образовании Казахской ССР.

8.1. Образование РСФСР.

Коль скоро по своей сущности РОССИЙСКАЯ  ИМПЕРИЯ  – ДОМ, построенный на КАМНЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, т.е. Дом, построенный многонациональным русским народом в СОЮЗЕ С  БОГОМ,  поэтому она не уничтожена, ибо держалась и держится Богом!

Троцкистское направление в российском большевизме, ориентированное на Глобальную элиту и мировую закулису, так и не смогло уничтожить Российское Государство.

Тварь не может уничтожить  то, что создано и сберегается Богом!

А поэтому все повторяемые уже более 90 лет выводы ученых и политиков разных направлений о том, что после октябрьского 1917 года государственного переворота большевики якобы разрушили Российскую Империю или «Российское буржуазно-помещичье государство», не соответствуют действительности.

Обычно при обсуждении этого вопроса отождествляют государство с государственным аппаратом управления. Да, эти понятия во многом совпадают, но они далеко не идентичные.

Государство включает в себя ещё и своих граждан, которые без него перестают быть гражданами, и превращаются в кочевников, или, как их сейчас называют, в «граждан мира». А государство без своих граждан вовсе уходит в небытие, а некогда в его рамках сплочённое общество превращается в сегмент Мирового кочевья, в которое Глобальная элита стремится превратить весь мир и тем самым подготовить пришествие антихриста с его глобальным государством!

Таким образом, государство – не просто важнейшее средство выживания народа, но при необходимости и средство защиты народа от внешней или внутренней опасности, средство его спасения.

Посмотрим на сложившуюся ситуацию несколько с другой стороны.

25 октября (7 ноября) 1917 года Российская Империя получила тяжелейшее ранение. И поэтому, будучи живой, она все равно оказалась уже неспособной защитить своих подданных (граждан).

Граждане, находясь в состоянии исключительно крайней необходимости и необходимой обороны (Первая Мировая война ещё не закончилась, назревала Гражданская война, угроза голода и т.д.), в целях самосохранения себя как народа, сделали все возможное, чтобы возродить свое государство из того, что осталось. И не только!

Возрождение государства происходило, как мы знаем, под руководством большевиков вне союза с Богом. И фундамент такого государства был возведен уже из атеистического песка.

Так,  25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской республики Постановлением II Всероссийского Съезда Советов была провозглашена Российская Советская Республика, а 19 июля 1918 года вступила в силу Конституция РСФСР, которая закрепила официальное название нового социалистического государства — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

На первоначальном этапе цели Богодухновенной Христианской Российской Империи  и средства их достижения были до неузнаваемости искажены только что созданным пролетарским государством «нового типа».

Так, в качестве главной цели было задекларировано продолжение мирового революционного пожара, непримиримая классовая борьба до полной победы в ней, строительство социализма и т.д.). Средства достижения этой цели – полная экспроприация частной собственности, уничтожение лиц, относящихся к эксплуататорским классам и т.д., беспощадное подавление противников революционных преобразований, уничтожение Православия.

Мы хорошо помним, каким адом стала вся территория Российской Империи, какую кровавую жертву пришлось заплатить. Тем не менее, благодаря, Божьему попущению, обстановка стала понемногу стабилизироваться.

Большевики уже из другого крыла русского большевизма – патриотического, были «обречены» осуществлять полномасштабное государственное строительство, причем, с постепенным изменением поставленных целей государства и средств их достижения — борьба за мир во всем мире, отказ от силовых методов решения международных споров, взаимовыгодное сотрудничество и т.п. Во внутренней политике в связи с продолжавшейся Гражданской войной, восстаниями рабочих и крестьян в отдельных местах, а также социально-политическими и экономическими преобразованиями в стране, сопротивлением деревни продразверстке и т.д., средства достижения поставленных государством целей менялись в сторону их либерализации, но были всё ещё весьма жесткими.

Тем не менее, к моменту образования в декабре 1922 года Союзного государства РСФСР, хотя и не была Богодухновенным, а основанным на атеистической идеологии государством, всё же представляла собой мощное суверенное государство со всеми необходимыми компетенциями, будучи одновременно и дееспособным средством выживания своих граждан.

Является ли РСФСР в течение всего периода своего существования вплоть до образования Союза ССР легитимной или нет! Да, является! Потому как создание РСФСР, в конечном счете, — это волеизъявление российских граждан, имеющих право на жизнь, здоровье, безопасность, на их выживание как народа и т.д., т.е. на все то, что может им обеспечить лишь дееспособное суверенное государство.

И в течение всего этого пусть небольшого периода РСФСР по сути также была правопреемником Российской Империи, хотя большевики это категорически отрицали и отказались вообще нести ответственность по всем международно-правовым обязательствам Империи.

8.2. Период противостояния. Во время Гражданской войны политическая и вооруженная борьба велась по всей территории Российской Империи, в т.ч. на территории современного Казахстана. В это время образовались национальные автономии – на севере – Алашская (Алаш-Орда) с центром в Семипалатинске, а на юге – Туркестанская со столицей в Коканде.

Оба государственных образования были ликвидированы в ходе Гражданской войны большевиками: первое – в 1920 году, а второе – в 1918-м. На их территории были образованы, соответственно, Киргизская Автономная Социалистическая Советская Республика и Туркестанская Советская Республика.

8.3. Киргизская АССР. Образована 16 июля 1920 года на правах автономии  в составе РСФСР. В её территорию была включена большая часть современного Казахстана.

В территорию  КАССР не вошли только территории на юге страны, которые были включены в состав Туркестанской советской республики. Зато в КАССР находились Каракалпакия и современная Оренбургская область, а сам Оренбург являлся административным центром.

За время своего существования территория КАССР претерпела значительные изменения.

Так, уже после образования Союза ССР в 1924-1925 годах в её состав были включены южные территории современного Казахстана, до тех пор являвшиеся составной частью Туркестанской Советской Республики.

8.4. Образование СССР. 30 декабря 1922 года на  Первом Съезде Советов СССР, состоявшем из полномочных представителей РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Азербайджан, Армения и Грузия) принято постановление об образовании Союза ССР и утверждены Декларация и Договор об образовании СССР, которые, подчеркнём для некоторых местечковых националистов, были переданы на дополнительное обсуждение союзных республик и составили затем основу Конституции СССР 1924 года.

Бухарская и Хорезмская  народные советские республики не являлись в то время социалистическими и не вошли в СССР. Но Съезд провозгласил Союз ССР открытым для всех социалистических республик, которые могут возникнуть в будущем.

Является ли создание СССР легитимным? Безусловно! Созданию Союза способствовали внешние и внутренние условия. Во-первых, все советские республики осуществляли единую внутреннюю и внешнюю политику. Во-вторых, формы договорных отношений республик стали уже недостаточными. В-третьих, вся мировая закулиса не оставляла надежд на полное уничтожение «осколков» Российской Империи и противостоять этому порознь было весьма затруднительно. Например, только в конце 1922 года японцы были изгнаны с Дальнего Востока. А на периферии Империи всё еще полыхала Гражданская война.

А поэтому, как и в случае с РСФСР, создание СССР, в конечном счете, — это также свободное волеизъявление всех граждан союзных республик, т.к. они имеют право на сильное и суверенное государство.

Ну, а некоторым националистам из Казахстана типа М. Мухамеджанова, «сомневающимся» в легитимности образования СССР, надо вспомнить, что на момент создания СССР не было еще Казахской ССР. Поэтому все их рассуждения в этой части также лишены каких-либо оснований. Но вернемся к Казахстану.

8.5. Казахская АССР. Учитывая, что вариант «киргиз-кайсаки» не являлся самоназванием казахов, в апреле 1925 года произошло переименование Киргизской АССР в Казахскую АССР.

Столица была перенесена из Оренбурга в Кызыл-Орду, до того называвшуюся Ак-Мечетью, а сама Оренбургская область была выделена из территории автономии и передана в непосредственное управление РСФСР.

В 1927 году произошел очередной перенос столицы, на этот раз уже в Алма-Ату (г. Верный), которая оставалась административным центром различных государственных образований Казахстана вплоть до 1997 года.

В 1930 году из состава КАССР была выделена Каракалпакская автономная область, которую перевели в прямое подчинение РСФСР.

Таким образом, исключительно вся территория будущей Казахской ССР была полностью сформирована на основании и за счет территорий РСФСР. В дальнейшем имели место лишь незначительные изменения.

8.6. Образование Казахской ССР. В 1936 году в СССР была принята новая Конституция, согласно которой Казахская АССР приобретала статус союзной республики.

В связи с этим она была выведена из состава РСФСР, получив с ней равные права, и с этих пор стала называться Казахской Советской Социалистической Республикой. Так произошло образование Казахской ССР.

Административное устройство республики было таким же, как и других советских республик. Всего в разное время было образовано 19 областей. В начале 60-х годов некоторые области Казахской ССР были объединены в края (Целинный, Западно-Казахстанский, Южно-Казахстанский), правда, с сохранением своих административных функций.

Но уже в середине 60-х от подобного территориального деления решено было отказаться.

____________________________

8) Сарсенбаев М.А. Цит. работа. С. 75.

Продолжение следует.