ДИПЛОМАТИКА

ГРАНИЦА, ИЛИ ОСНОВАНИЯ ДИПЛОМАТИКИ

1.

Если посмотреть на мир с высоты птичьего полета, на все карты, мы увидим сплошные границы.

Границы — разделяют. Дорога разделяет поля, река — две деревни, горизонт – небо и землю, кожа — тело человека и внешнюю среду. 

Многие «общечеловеки» страстно желают стереть все в мире границы, чтобы стереть все различия. Они пропагандируют «открытое общество» – чтобы всем для всех и без границ. Не получается. Одни границы стираются – другие тут же наносятся. Стёр границу государств — встала граница денежных различий. Некоторые границы, правда, вообще оказываются неподдающимися. Ни реки, ни горизонт, ни кожа человека.

Упрямятся.  

Нет конца и края границам.

2.

Есть другая вещь. Нет просто границ. Границ самих по себе. Границы разделяют стороны. Вот и, собственно, проблема. Что делать сторонам с границей? И что делать границе со сторонами? Ведь граница разламывает отношения сторон!

Или связывает? 

3.

Давайте рассудим, а откуда берутся эти границы? Может, откликнемся на клич общечеловеков и прежде чем с ними, противными, бороться, не станем их создавать? Например, живёт общечеловечек в пещере под горой. Хорошо. Птицы замечательно поют. Трава упорно зеленеет. Очень хорошо. Зачем ему какие-то границы?

Правильно, не за чем. Общечеловеки торжествуют. 

Следим дальше.

За горой в леске, в совершенно замечательном шалаше живёт другой общечеловечек. Ему тоже поют птички. Пусть другие, но поют. И тоже травка зеленеет. Что делить? Нечего.  

Вроде бы безграничная идея общечеловеков торжествует.

Им хорошо.

Но вот незадача – пошёл дождь. Второй общечеловечек стал промокать. 

Ну и что – скажете вы – терпи.

Но почему-то он не терпит и идёт к другому в пещеру.

И вот незадача: первый общечеловечек стоит при входе и задаёт вопрос: а чего это тот направляется к его пещере? Что, ему своего места мало? И он почему-то не пускает второго общечеловечка к себе.

Жестокость. Вот она, испорченная природа человека. Вместо того, чтобы поделиться – отказ.

Второй спрашивает: почему?

— Места мало – отвечает тот.

— Но я пережду только дождь!

Наконец первый смилостивился.

Вот оно торжество общечеловечества! Вот оно пренебрежение границами, различиями! – двое сидят перед костерком и спасаются от дождя, дожидаясь солнышка и птичек. 

Но вот дождь стал кончаться. Второй поразмыслил: зачем мне шалаш, ведь завтра снова пойдёт дождь? Идти в пропитанный слякотью шалаш – ух как не хочется! Тем более этот негодяй остаётся в тёплой пещере с костерком и надежной крышей из скалы! Нет, невозможно идти туда, в мокреть, в слякоть! 

Дождь кончился.

— Пора – сказал первый.

А второй благодарно улыбаясь, берёт булыжник и с сокрушённой благодарностью опускает первому общечеловеку на голову. Напрасно тот ждал благодарности.

Нет, это наша версия. У общечеловеков, конечно же другая! Нет, пещера открыта всем и всегда! Приходи, когда хочешь! Особенно в дождь! Пришёл – ушёл и нет проблем! И все приходящие дисциплинированно уходят, причём с благодарностью!

Это версия для глупцов и малохольных.

Границы были и останутся навсегда. И это правильно.

Вопрос об их качестве.

И вопрос и их преодолении.

3.

Есть первый вариант. Жить самому по себе и не обращать внимания ни на границу, ни на другую сторону.

Что получится? Птицы поют на моей стороне – мои птицы. Всё хорошо. Нет проблем. Но человек вылез из пещеры и превратил куропатку в курицу. А курица пошла на чужой двор и стала клевать чужое просо.

Получается, не усидел ты в лице курицы на своей стороне. А курице про границу не объяснить! Ей безразлично. 

Но что мы про курицу. Ну пришла, ну поклевала. Какие проблемы?

Нет проблем.

А если, однако, эту границу перейдёт такая же безграничная свинья? Это уже другое дело.  

Иван Иванович из-за неё поссорился с лепшим другом Иваном Никифировичем. Насмерть. Об этом Гоголь интересно написал.

Увы, оказывается, граница чувствительна к любым воздействиям! И вот как быть с этими воздействиями, как быть с границами в нашей обычной жизни и должна определить научная дисциплина дипломатика.