КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СВЯЗЫВАЛИ ТИТО С ХРУЩЕВЫМ?

Об интересных совпадениях в биографиях югославского и советского лидеров.

История отношений СССР и Социалистической Югославии всегда оставалась как-то в стороне от анализа. Где-то это объяснимо. Во второй половине ХХ века хватало событий: Гонка ядерных вооружений, Карибский Кризис, Космическая гонка, «китайский гегемонизм», ХХ съезд, «волюнтаризм», «застой» и пр. С другой стороны, СФРЮ, хоть и именовалась «социалистической», но держалась особняком и занимала ведущее положение в Движении Неприсоединения[1]. Привлекать внимание к «отщепенцу» было не в интересах советских пропагандистов.

С другой стороны, за весь период правления Тито уровень жизни и экономического развития СФРЮ значительно превышал показатели большинства европейских стран и был самым высоким в странах социалистического лагеря, кроме ГДР. Привлекать внимание советских граждан к еще одной благополучной альтернативе советской власти также было явно не в интересах властей СССР. Югославия вполне себе благополучно существовала в юго-восточном углу Европы, как-бы ни там – ни там, а сама по себе. На политинформациях нам объясняли, что югославы нам друзья, но что-то там «мутят», хотя и нам не враждебны.

Российское и мировое внимание к себе страна привлекла в 1990-е, когда из островка благополучия она превратилась в горячую точку и кровоточащую рану на карте Европы. Понять, как это произошло, было это результатом работы внешних сил или закономерным результатом развития страны – задача, которая нам интересна как политологам.

Другой наш интерес – уже как исследователей коммунистического вопроса. Конфликт внутри коммунистического движения, точнее между Сталиным и Тито сразу после Великой Отечественной войны точно не мог возникнуть «на ровном месте». Обращаем внимание на уровень конфликта. В Москве на полном серьезе прорабатывался вопрос физического устранения Тито. Советские газеты в своих определениях использовали слово фашизм. Обращаем внимание, что это был 1949-й год. Нацистская Германия разгромлена в 1945-м, Нюрнбергский процесс завершился в 1946-м. Определение «фашист» означало открытое объявление врагом человечества. Следующим шагом должно было стать открытое военное вторжение. Даже в отношении «оппонентов» по Холодной войне это слово не использовалось. И это после того, как СССР активно материально и военной силой участвовал в освобождении Югославии от гитлеровцев, а в июне 1944-го советская авиация спасла Тито от физического уничтожения[2].

Именно поэтому мы углубились в югославский вопрос. И начали с биографии Иосипа Броз Тито, точнее российской и советской её части.

Оказалось, что в России и СССР он не чужой. Будучи призван в австро-венгерскую армию, он в 1915-м году попал в русский плен. Бежал, ловили. После революции служил в Красной Гвардии, даже женился в 1918-м[3]. В 1920-м году вернулся с женой на Родину, ставшую частью Югославии. Активно участвовал в революционном движении, арестовывался, вошел в руководство КПЮ. В 1934-м году снова в России, точнее в СССР. И вот здесь начинаются интересные совпадения. Тито работает в Коминтерне, возглавляет Издательство иностранных рабочих в СССР. И в это же время в Москве сначала Вторым секретарем МГК, потом Первым работает Н.С. Хрущев. Есть информация[4], что уже после Войны, возвращаясь из своей последней поездки к Сталину, Тито заезжал в Киев, где Н.С. Хрущев тогда работал Председателем Совета министров Украинской ССР. В 1948-м году обласканный было Сталиным Тито идет на резкий разрыв. Выступает с антисталинскими заявлениями, есть даже информация[5], что на VI съезде КПЮ, который проходил параллельно с XIX съездом ВКП(б), Тито впервые в мире выступил с разоблачением «Культа Личности Сталина». По мере того, как в СССР набирал власть Хрущев, улучшались и отношения с Тито. После визита Хрущева в Белград в 1955-м об открытой конфронтации речи больше не велось. Идем дальше. В 1956-м уже Хрущев осуждает «Культ Личности». 1957-й год — критический для Хрущева. В этом году он вступает в поединок за власть с бывшим союзником – находящемся на пике могущества Жуковым[6]. Мы знаем, что Жуков потерпел поражение на октябрьском пленуме ЦК КПСС. Но перед этим он был с визитом, а фактически изолирован от армии[7] в Югославии и Албании.

Таковы совпадения, которые наводят на следующие вопросы:

— Тито и Хрущев просто высокопоставленные «товарищи по партии» или партнеры-соучастники?

— Десталинизация, организованная Тито в Белграде, а Хрущевым в Москве – независимые события или части единого плана?

— А если они партнеры и их действия – части единого плана, то кто составлял весь план и руководил всем проектом?

Ответ на эти вопросы может основательно скорректировать понимание прошлых и нынешних мировых процесов.

[1] Собственно Движение Неприсоединения официально создано на Белградской (!) конференции в сентябре 1961 года.

[2] Операция по спасению Тито и его ближайшего окружения, а также снабжение НОАЮ со стороны СССР хорошо описаны в книге маршала авиации А.Е. Голованова «Дальняя Бомбардировочная…»

[3] Из четверых рожденных от этого брака детей выжил сын Жарко. Имел многочисленное потмство в нескольких браках. Его старший сын (внук Тито) Иосип «Йошка» Броз  — ныне лидер Новой коммунистической партии Югославии

[4] https://www.youtube.com/watch?v=EPNZ_N9pmdY

[5] Там же

[6] Сейчас практически нет сомнений, что в 1957-м Жуков готовил военный переворот.

[7] Обращаем внимание, что 4 октября 1957-го в СССР был запущен Первый Спутник. Запуск выполнялся военными, но министр обороны Жуков никак не участвовал в этом событии мирового масштаба. Церемониально отдать команду на старт можно было и с борта крейсера «Куйбышев», не обязательно находиться в Москве или на Байконуре.