ЗА СТАЛИНА ПРОТИВ СОВЕТОВ

Как Андрей Кончаловский сумел меня удивить.

Люблю наше время. Люблю его за темп, за неожиданные ходы. За способность удивить. Думаешь, повидал достаточно и разучился удивляться. Ан нет. Жизнь снова и снова заставляет удивляться.

Я плотно занимаюсь советской историей и кино. Антисоветских фильмов видел достаточно. Думал, что там меня невозможно удивить. В принципе, я даже вычислил рецепт такого фильма. Собирается некоторое количество негатива, которое, увы, можно в нашей истории найти без особого труда. Напрочь забывается позитив. Добавляется некоторое количество натуралистических деталей и всё – фильм о «гадком совке» готов. Полагаю, любой в состоянии привести массу примеров подобного кино. Но фильм «Дорогие Товарищи» Андрея Кончаловского, что вышел на экраны в ноябре 2020, меня удивил. Я видел достаточно антисоветчины, но такого поворота не ожидал.

В принципе, фильм создан по вышеназванному рецепту. Достаточно подробно описываются события мая-июня 1962-го в Новочеркасске. Присовокуплено расказачивание. Добавлены подробности расстрелов казаков, продразверстка «до зернышка». Садист генерал безопасности смакует подробности процедуры исполнения высшей меры наказания. Снайперы КГБ стреляют в народ, потом это всё валится на армию. Попутно в деталях показаны очереди за продуктами и «номенклатурное» распределение. Убогий быт советских граждан. В принципе, мы про это слыхали, советские времена не красит, но, в общем, не ново и давно не интересно.

Однако есть в перечне упомянутых в фильме событий любопытные провалы. Действие картины происходит в 1962-м. Отец главной героини рассказывает о событиях Гражданской войны. Но в картине ни одним словом не упомянуты ни коллективизация, ни репрессии конца 1930-х. Что странно, так как эти события чаще других ставят в вину советскому строю. В сельскохозяйственном регионе, каким является Ростовская область, не могли не помнить о коллективизации, а так называемые «сталинские репрессии» в те времена обсуждались достаточно активно. Напомним, именно в 1962-м в «Новом Мире» был опубликован «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. А в октябре 1961-го, за полгода до событий фильма, Сталина вынесли из Мавзолея и похоронили у Кремлевской стены. Так что события, что называется, «горячие» и теоретически о них должны были в фильме упомянуть. Заметим, что и коллективизацию, и репрессии принято связывать с именем Сталина. Но авторы не останавливаются на умолчании.

Фильм начинается со слов «А при Сталине цены снижали.» И это не фоне недвусмысленно показанного возникшего при Хрущеве дефиците продуктов питании и повышении цен на фоне снижения расценок на производственных предприятиях (что, собственно и послужило поводом к выступлению рабочих НЭВЗ 1-3 июня 1962-го). И заканчивается фильм в том же духе. Главная героиня говорит: «Надо вернуть Сталина. Без него мы пропадем.» Только что она пережила потерю дочери[1]. Только что она видела, как снайперы КГБ стреляли в народ, который пришел к Власти за справедливостью, к Власти, которую он считал своей. Только что она видела трупы этих людей. Только что видела тайные захоронения. У неё только что рухнул мир. И в этой ситуации она говорит о Сталине как о Спасителе.

Я неплохо разбираюсь в кино и не припоминаю, чтобы где-то в кино после 1956-го в такой тональности говорили о Сталине. Так что сумел меня удивить Андрей Сергеевич. Снял фильм за Сталина, но против Советов.

Однако на этом моё удивление от фильма не закончилось. Оказывается, фильм уже получил Специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и Приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Чикаго. Что-то происходит в этом мире. С чего бы это вдруг жюри фестивалей, не отличающихся, мягко говоря, лояльностью к Сталину вдруг поощрило просталинский фильм? Не понятно.

Интрига продолжилась. Картина был выдвинут на «Оскар». Но чуда не произошло. Фильм не попал даже в списки номинантов. Видимо, общий настрой американской киноакадемии остается антисталинским.


[1] На самом деле произошла ошибка и дочь нашлась.