КОММУНИЗМ ДЛЯ НЕЗНАЕК

А возможен ли коммунизм по Марксу без вмешательства волшебника?

Наверное, невозможно найти на просторах бывшего СССР человека, особенно в зрелом возрасте, кто не знал бы Незнайку, Знайку, Пончика, Сиропчика, Торопыжку и прочих «коротышек» из Цветочного города. Книги об их приключениях были самыми зачитанными в библиотеках, а во время показа очередных серий мультфильма по телевидению дворы пустели.

Нужно отдать должное Николаю Носову, он сумел ухватить самую суть менталитета детсадовца и все переживания малышей и малышек очень хорошо ложились на наш детский взгляд на жизнь. Однако СССР не зря был одной из самых идеологизированных стран в мире. И здесь не обошлось без идеологии. Если первая часть трилогии «Приключения Незнайки и его друзей» — это просто сказочная повесть, то вторая и третья – это уже серьезные произведения, как с литературной, так и идеологической точки зрения. Однако к серьезным произведениям ставятся и серьезные вопросы. Сегодня мы рассмотрим произведение «Незнайка в Солнечном городе».

Солнечный город устроен очень интересно. Его жители живут в свое удовольствие, занимаются чем хотят. Кто-то работает на заводе, кто-то занимается проектированием. Есть водители, врачи, машинисты. Физический труд отсутствует. Всё делается машинами. В поле трудятся «Циркулина», «Планетарка» и «Радиолярия». Завод по производству ткани полностью автоматизирован. Роль коротышки сводится исключительно к контролю за ними и разработке новых изделий[1]. Уборкой дома занимается автоматический пылесос. Есть такие малыши и малышки, которые не участвуют в производстве, но зато организовывают публичные чтения книг, при этом находится довольно много свободных горожан, которые приходят на эти чтения. Денег нет в принципе. Жители Солнечного города просто приходят и берут то, что им нужно в магазинах. Понятие частной собственности отсутствует в принципе. Личная собственность просматривается, но крайне незначительно, в пределах того, что надето на коротышке, ну, разве что есть еще личный автомобиль. Все равны. В принципе нет упоминания о какой-либо власти. Впрочем, отдельные элементы государства сохранились даже в Солнечном городе. Милиционеры — их очень немного, но они есть. Слово «коммунизм» в книге не встречается ни разу, однако любой, кто хотя бы присутствовал на политинформациях, понимает, что речь идет именно о коммунизме в марксистском понимании: Все средства производства находятся в общественной собственности. Работают машины. Государства нет (ну или почти нет). Денег нет. Работай, сколько нравится и где нравится; ешь, пей и одевайся – как тебе нравится. В общем: «От каждого по способности – каждому по потребности». В общем, популярно, доступно, подрастающему поколению нарисован образ будущего коммунизма в том виде, как нам его рисовала марксистско-ленинская пропаганда.

Однако, насколько реален этот образ? С автора спроса нет. Он честно обозначил жанр произведения как роман-сказка. Но мы всё-таки зададим вопросы.

Начнем с того, что автор полностью оставил за рамками романа такие человеческие вопросы как рождение, смерть, дети. Семей нет, половой вопрос отсутствует в принципе. Это оправдано тем, что книга адресована детям, но не понятно, почему жители сказочной вселенной разделены на малышей и малышек. Жители Солнечного города все как один находятся в зрелом возрасте, все с образованием и профессией. Они как бы взялись ниоткуда и никуда не исчезнут. Эти вопросы мы спишем на особенности жанра.

Зададим другие вопросы: Как осуществляется планирование в Солнечном городе? Кто и как решает сколько нужно городу заводов и сколько домов? Кто определяет сколько нужно выпустить рубашек, а сколько испечь хлеба? Наконец очень интересный вопрос: как поступить с коротышкой, который не хочет работать водителем, а хочет читать вслух книги? Вопрос, что делать с коротышкой          , который вообще не хочет работать, мы опускаем, считаем, что в сказке все сознательные.

Наконец вопрос жизнеспособности порядка в Солнечном городе. При появлении в нем «ветрогонов» начался реальный кризис, с которым город не справлялся. Хулиганы начали ломать технику. В культурную сферу пришли «чуждые элементы» (цензуры-то нет). Милиция малочисленна и настолько искренне сопереживает задержанным, что тут же их отпускает. И как разрешился кризис? Вмешался волшебник, который всё расставил по своим местам. Сами граждане Солнечного города с возникшими проблемами разобраться не смогли.

В общем, картинка в Солнечном городе нарисована красивая, привлекательная, соблазнительная, в общем, по Марксу с Лениным и сказочная.

Вопросы, которые мы адресовали Солнечному городу точно также адресуются и марксистскому понимаю коммунизма. Только вопросов больше. Ибо в коммунизм планировалось привести не сказочных персонажей, а реальных людей. Уж если идеальные коротышки не смогли разобраться с тремя хулиганами, то как быть неидеальным людям с куда как более сложными проблемами? В реальной жизни волшебников нет.

Теперь посмотрим на книгу как на документ эпохи. Роман-сказка вышел в свет в 1958-м году. Причем в только что созданном журнале «Юность». Тираж журнала в 1958-м году составлял 300 000 экземпляров. Много это или мало? Тираж журнала «Новый мир» в то же году составлял 140 000. И тут же произведение было издано отдельной книгой. Как видим, налицо установка властей как можно быстрее внедрить книгу в массы. Отметим, что «Юность» — журнал не детский. Значит, не только и не столько на детей ориентировались. В СССР это время идеологического кризиса. Только что развенчали «Культ личности». Тезис «Так жить нельзя» витал в воздухе. Но за этим тезисом у думающих людей всегда следует вопрос: «А если не так, то как?» Другой вопрос, который стоял перед советскими людьми – это вопрос «коммунизм – это как?» Лозунг «от каждого по способности – каждому по потребности» уже не устраивал. Выросла советская интеллигенция, которая уже хотела подробностей. И тут выходит роман-сказка, где грамотный советский гражданин сразу распознает образ коммунизма, а нестыковки легко спишет на жанр: «Сказка – сказка и есть». Здесь нужно отметить, что обилие достоверных технических подробностей делает книгу очень реалистичной, создает впечатление хоть и фантастической, но близкой реальности.

Интересен еще один момент. В 1961-м году на XXII съезде КПСС было громогласно заявлено: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» А Н.С. Хрущев даже назвал срок: 1980-й год. И у тех, кто читал «Незнайку в Солнечном городе»[2] уже было понимание, что такое коммунизм на практике. Появлялось ощущение правдивости и реальности обещаний партии. У нас нет оснований утверждать, что написание романа и обещания с трибуны партсъезда были частями одного плана. Но то, что роман очень хорошо вписался в идеологическую Линию партии – несомненно.

[1] Хотелось бы отметить высокий уровень технических сведений, представленных в книге. Физические принципы работы сказочной техники очень близки к реальности. Можно спорить о возможности использования шнекоходов на дорогах с твердым покрытием, но локомотивы на реактивной тяге в СССР в СССР разрабатывались на полном серьезе и даже ходили опытные образцы. А повсеместные камеры наблюдения становятся реальностью уже в современной России. Книга может вполне рассматриваться как популярная техническая энциклопедия.

[2] Сколько человек прочитало роман к 1961-му году говорить сложно. Но исходя из тиража журнала, исходя из того, что произведение сделано действительно качественно, можно предположить, что в каждой семье, куда попал номер журнала его прочитали. В библиотеках, скорее всего, номера также пользовались популярностью, значит о миллионе и более прочитавших можно говорить.