БОРЬБА С БЮРОКРАТИЗМОМ В ПОСЛЕСТАЛИНСКОМ КИНО

История СССР знает два неоспоримых факта: Во-первых, это было мощнейшее государство, сумевшее дважды подняться из руин, овладеть атомной энергией и выйти в космос. СССР выстоял против де-факто объединенной Европы[1] и сломал хребет захватчикам во главе с гитлеровской Германией. Во-вторых, СССР больше нет.

Мы занимаемся изучением процессов, происходивших в СССР, с точки зрения выявления механизмов разрушения колоссального государства. Это интересно и в историческом плане, и в плане противодействия этим механизмам. Ведь использованный однажды эффективный разрушительный алгоритм может и должен быть использован вновь.

Мы открываем серию статей, посвященных проявлениям сил, которые работали на разрушение СССР. На этот раз мы поговорим о «важнейшем из искусств» — кино, точнее о той части советского кино, которая работала против советского управленческого аппарата.

Бытует мнение, что после смерти Сталина к власти в СССР пришли троцкисты. Одним из аргументов в пользу этого является переданное писателем Феликсом Чуевым высказывание Л.М. Кагановича о Н.С. Хрущеве[2] как о троцкисте. То, что Л.Д. Троцкий умел увлечь за собой, умел зажечь революционной фразой, никто не отрицает. Троцким увлекались в свое время многие. И не факт, что те, кто увлекался Троцким в молодости, сохранили свои увлечения в зрелости. Попробуем судить не по словам, а по делам. А для этого рассмотрим три известных советских комедии, которые вышли на экраны после смерти И.В. Сталина и поговорим о том, как показывался на экране советский руководитель. Если вспомнить фильмы, которые выходили когда Сталин обладал значительной мерой власти в стране, а, как известно, легальную власть он получил только в мае 1941-го года, возглавив Совнарком[3]. То в них руководитель показывался мудрым наставником, умелым управленцем, где-то могли показать диверсантом-вредителем, где-то руководитель был трогателен в своих лирических чувствах, мог шутить, даже ошибаться. Но нигде руководитель не был посмешищем.

Здесь мы сделаем отступление и поговорим об управленческом аппарате или бюрократии. А также о тех, кто с ним боролся и кто укреплял. Нравится кому-то или нет, но как только система превышает некий размер, возникает необходимость в распределении ответственности за выработку и принятие решений, в транслировании управленческих решений. Возникает специализированная группа людей. В России их называли чиновниками, в СССР «ответработниками», но суть была одна – это были составные части аппарата управления страной. И активным борцом с бюрократией был Л.Д. Троцкий, посвятивший этому немалую часть своей жизни. С точки зрения марксизма, а Троцкий был последовательным марксистом, это совершенно логично. Как антигосударственное учение, марксизм обязан бороться и с его составной частью – управленческим аппаратом. И здесь И.В. Сталин оказался его антиподом. В 1922-м году он возглавил аппарат управления сначала в Партии, а потом и в СССР. И преуспел в его строительстве и укреплении. Именно поэтому насмехаться над управленцем при Сталине не позволялось. Иное дело после его смерти.

В 1954-м году на экраны выходит фильм Михаила Колатозова «Верные друзья». Фильм объективно хороший. Отличный актерский ансамбль. Хорошо написанный сюжет с тонко проработанной лирической линией. Песни из фильма пошли в народ и зажили своей жизнью. Но это был первый фильм, где советский управленец, — а в данном случае это чиновник от архитектуры, — оказался комичен и беспомощен в реальной ситуации, вне кабинета. Особенно это подчеркивается практической значимостью его друга-нейрохирурга.

Следующий фильм – это «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова в 1956-м. году. С точки зрения художественной ценности это не был прорыв. Сам Эльдар Рязанов не очень любил эту свою работу, отзывался о ней как о «комедии масок». Но картина понравилась зрителям, а номера из новогоднего концерта входят в число лучших достижений советской эстрады, которые популярны и по сей день. Однако в картине оказалось возможным толкнуть руководителя в зад, засадить в лифт и кормить через решетку макаронами и пр. Более того, положительные герои прямо идут на обман руководства, откровенно издеваются. Управленец стал реальным посмешищем.

Наконец «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» Элема Климова 1964-го года. Не будем пересказывать сюжет хорошо известный сюжет. Напомним только, что прав оказывается нарушитель режима Костя Иночкин[4], а начальник пионерлагеря товарищ Дынин изгоняется.

Попробуем подвести итог. Понятно, что уровень бюрократа ограничен завклуба или начальником пионерлагеря. Но факт остается фактом. Управленец выставлен на посмешище. А смех во все исторические времена был серьезным орудием разрушения. То, над чем смеешься – всерьез уже не воспринимается.

И есть основания говорить о наследниках борца с бюрократией и государством Троцкого в советском послесталинском кино.

Остается еще один интересный вопрос: авторы фильмов сами додумались или подсказал кто?

[1]Кому не очень нравится объединенная Европа – рекомендую найти информацию, сколько этнических французов сражалось в так называемом «французском «Сопротивлении», а сколько воевало в составе дивизии «Шарлемань»; сколько венгров, итальянцев, финнов, и пр. воевало на восточном фронте; где производились знаменитые Fw-189 («Рама»); сколько танков и САУ чехословацкого производства воевало на Восточном фронте, неплохих, кстати, машин; кому поставляла сапоги чешская компания «Батя», во времена ЧССР известная как «Цебо» и пр..

[2]«Я его выдвигал. Я считал его способным. Но он был троцкист. И я доложил Сталину, что он был троцкистом. Я говорил, когда выбирали его в МК. Сталин спрашивает: „А сейчас как?“ Я говорю: „Он борется с троцкистами. Активно выступает. Искренно борется“. Сталин тогда: „Вы выступите на конференции от имени ЦК, что ЦК ему доверяет“» —  Чуев Ф. «Так говорил Каганович.»

[3] По власти реальной большинство исследователей сходятся на 1939-м годе.

[4] А как бы вы, будучи руководителем, поступили с нарушителем правил поведения на воде? Пошли на поводу спортсмена-пловца, или всё-таки сориентировались бы на основную массу детей?