КОГДА УСПЕХ В БИЗНЕСЕ ГАРАНТИРУЕТ ПОБЕДУ В ПОЛИТИКЕ.

Темой третьего нашего очерка об особенностях выборов в небольших городах будет случай, когда предвыборная агитация в её классическом понимании в принципе была не нужна.

На рубеже тысячелетий большинство, если не все, более-менее крупных российских предприятий пережили процедуры банкротства. Картина наблюдалась везде примерно одинаковая: инфляция, повальный бартер в 90-е. Введение внутри предприятий талонов или еще каких-то заменителей денег, как правило, народ называл их по имени директора предприятия. Люди зарабатывали как могли от приработка на рабочем месте с использованием заводского оборудования, до откровенного воровства. Полнейшая апатия к работе – зачем делать то, за что не платят? Нехватка наличных денег в обороте. Тотальные неплатежи за комплектующие и готовую продукцию. Все должны всем. Как следствие – банкротства. По «Закону о банкротстве» предусматривалась возможность сохранить предприятие с введением внешнего управления. Это означало, что прежнее руководство по решению суда убирали, а на его место садился внешний управляющий, перед которым ставилась задача восстановить кредитоспособность предприятия. Вот это самое внешнее управление и было введено на Заводе в небольшом уральском городе, о котором мы пишем.

Итак, на Заводе поменялось руководство. Не возьмусь судить, что сыграло главную роль в тех событиях: дефолт августа 1998-го и последовавшее за ним падение курса рубля, вследствие чего укрепились позиции нашей продукции на внешнем рынке[1]. Это вызвало серию выгодных экспортных контрактов. Сыграла ли роль общее оздоровление экономики, начавшееся в начале 2000-х. Или новый руководитель действительно нашел верные решения проблем, но ситуация на Заводе улучшилась. Сначала просто появились наличные деньги. Их выдавали не много, но более-менее регулярно. У людей появился просвет. Наступил момент, когда зарплата стала выплачиваться полностью рублями и были закрыты все долги. Люди вздохнули свободнее.

В этот самый момент внешний управляющий (ВУ) выставил свою кандидатуру в депутаты Законодательного собрания области. Учитывая, что избирательный округ состоял из поселка Завода с незначительным «привеском», где тоже проживало немало работников Завода, шансы ВУ на победу сразу оценивались как высокие. Понятное дело, что некоторые церемониальные моменты были выполнены: проведено несколько встреч с избирателями, на которых ВУ преимущественно рассказывал об успехах внешнего управления; выпущены предвыборные листовки; даны интервью по местному телевидению и т.д. Но по сравнению с другими кандидатами довольно мало. Кое-кто из людей, близких к избирательному штабу рассказывал мне, что в какой-то момент, по результатам мониторинга было принято решение вообще больше не агитировать. Тем не менее, победа была сокрушительной. Остальные кандидаты выглядели просто статистами. Судите сами, как отреагирует заводчанин, увидев в избирательном бюллетене фамилию человека, с которым связывается его возвращение к жизни?

Через некоторое время ВУ выставил свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу. Тут пришлось поездить, поскольку избирательный округ состоял из нескольких городов. Но, имея в тылу свой город с Заводом. Имея репутацию успешного руководителя, он снова победил.

Это случай – пример того, как результат в бизнесе может быть конвертирован в результат в политике.


[1] Рубль по отношению к доллару упал тогда в пять раз. Цены на наши товары в рублях поднялись тогда, но тем не менее в долларах эти цены упали.