ПОЧЕМУ СТАЛИН ВВЁЛ ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Разговоры о советском бесплатном образовании нужно закончить и не потому что платил бюджет, а потому что платное образование вводил Сталин.

С 1.09.1940 г. введена плата за обучение в 8-10 классах в школах Москвы, Ленинграда и столицах союзных республик — 200 руб., во всех остальных городах и в сельской местности -150 руб. в год. Постановление СНК СССР от 2.10.1940 г. «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий»

Но что нам нужно осмыслить? – Зачем Сталин пошел на эту явно непопулярную меру? Ведь поначалу именно доступность образования была привлекательной мерой в СССР. А здесь явный шаг именно к недоступности образования.

Я думаю, Сталин пошел на это по той же причине, – по какой сегодня нужно вводить тотальность платного образования – с пятого класса (до пятого класса – бюджетное). Главная причина положительная – чтобы возвести барьер для бездельников и увеличить требования к подготовке в старших классах.

Вторая группа причин – отрицательные:

Причина первая: образовательная инерция инфантилизма. Молодой человек привыкает к учёбе как форме безделья — к 9 и10 классам повально. Отсутствие практики делает их инфантильными.

Вторая причина – подчеркивание ценности образования. К 40–м годам стало понятно, что больше половины молодых людей не ценят знания, не хотят учиться, но хотят пребывать в школах – чтобы не работать на заводах. Эту тенденцию Сталин решил сломать.

Третья причина: стремительное уменьшение молодежи, идущей в рабочие профессии. Это когда индустриализация никуда не делась. Барьер позволял возвести препятствия для оттока молодежи из рабочего класса.  

Четвертая причина – ускорение обучения. Плата – это всегда желание сэкономить, а значит ускорить получение знаний. Это важно – ускорение образования. Сталин это начал понимать после начала мировой войны – после 1939 года – когда угроза потребовала экстренных мер.  

Пятая причина — необходимость увеличения бюджетных наполнений в образовании – для постоянного преобразования программ и увеличения затрат на научно-методические разработки.   

Шестая причина – стимулирование родителей к увеличению дееспособности — культивация династического принципа. Ведь за детей всегда будут платить родители.  

2.

Прецедент со Сталиным показывает, что все лозунги о бесплатности заканчиваются со встречей с реальностью: никогда образование не будет бесплатным, никогда бесплатное не будет цениться, никогда дети без практики не примут знания (зачем?), никогда бюджет образования «не потянет» модернизацию методик и знания. А если бюджет будет синонимом бесплатности, то это конец образования – начиная с обмана, оно обманом закончит, но главное — оно обязательно будет отставать из-за отсутствия стимулов преобразования: бюджет – крайне инертная штука, он отторгает инновации по определению. А это значит, что без инноваций образование проигрывает конкуренцию — поэтому штатное бюджетное сознание всегда проигрывает.   

Но ясно, что Сталин пошёл на крайние меры – а значит, что он отбросил иллюзии и для масс. Это значит и массы, верящие Сталину, должны отбросить эти иллюзии – особенно для нашего времени, когда мировая конкуренция входит часто в горячую стадию – и просто осознать – что плата за образование, за знания – это фатальность. Если уж Сталин не смог удержать ситуацию – то говорить не о чем.