СНОВА О СТАТУСЕ ВКП(Б)-КПСС

Суровые вопросы Минюсту и ЦИК РФ

После того, как стало понятно, что на протяжении 41 года из 69 лет существования СССР им «рулила» общественная организация из разряда кооперативов и спортивных обществ, а остальное время – нечто с непонятным статусом, возникли здравые вопросы: Почему Ленин и его сподвижники не озаботились легализацией ВКП(б), Сталин ограничился приданием статуса общественной организации, а Брежнев снова перевел её в состояние чего-то неопределенного? Попробуем рассмотреть варианты:

1. Государство регистрирует ВКП(б)-КПСС, наподобие того, как это сейчас делает Минюст РФ. Это несправедливо и неправильно с исторической точки зрения. Можно спорить о методах и деталях. Можно спорить, кто и где организовал первый совет. Однако факт остается фактом: Это ВКП(б)[1] создала так называемое «советское»[2] государство в том виде, в каком оно просуществовало семь десятилетий. Не может «яйцо учреждать курицу» — Не может «советское» государство учреждать или даже регистрировать ВКП(б). Кроме того, государственная регистрация автоматически переводит ВКП(б)-КПСС в подчиненное государству положение и создает соблазн для подавления Партии государством, чего партийные лидеры допустить не могли.
2. Статус ВКП(б)-КПСС легализуется как надгосударственный, что фиксируется в конституции и иных организационно-правовых документах. В этом случае рушится миф о «советском государстве» и «власти советов». СССР перестает быть «общенародным государством». Если в случае советов граждане участвовали выборах, избирались в советы разного уровня – то есть формально демонстрировали видимость «общенародного» управления; то в случае партии, какой бы массовой она не была, — это часть, даже по значению слова. И ни о каком «общенародном» просто не может идти речь.
3. ВКП(б)-КПСС легализуется как часть управления в стране Во-первых, появляется разделение власти Партии и власти «советской»: здесь управляет Партия, а здесь — советы. Это снова ставит под вопрос «общенародное» управление. Во-вторых (в главных), появляются границы власти Партии, области, куда Партии нет доступа, чего партийные лидеры допустить не могли.

Как видим, любой вариант легализации ВКП(б)-КПСС означал либо разрушение мифа об «общенародном» правлении, либо ограничение вплоть до полного устранения власти Партии.

И тот вариант, который в 1936-м году нашел И.В. Сталин, представлял собой компромисс. ВКП(б) прописывалась в конституции и юридически существовала. Статус общественной организации формально дистанцировал её от управления страной, как были дистанцированы от управления Всесоюзное общество урологов[3] или общество «Автодор»[4]. С другой – общественное можно трактовать и как Общественное, созданное Обществом, «продукт революционного творчества масс трудящихся». Такое для Партии было вполне по статусу, согласовывалось с большевизмом и, хотя бы на уровне знаков и символов, связывало с Обществом и отделяло от государства. А о последнем мы поговорим подробнее:

Есть «железобетонный» аргумент, по которому ВКП(б)-КПСС не могла быть легализована в контексте «советского», как, впрочем и любого государства – это марксизм. Любой, кто знаком с марксизмом хотя бы на уровне школьного курса обществоведения, знает, что марксизм – антигосударственная теория. Можно спорить, декларирует марксизм уничтожение или «отмирание» государства. Но факт остается фактом: Марксизм по своей природе не может работать на укрепление или хотя бы на сохранение государства. И партия, которая руководствуется марксистской идеологией, в лучшем случае не будет препятствовать «отмиранию», а в худшем – будет прямо работать на уничтожение государства. Любое взаимодействие марксистской партии с государством невозможно, поскольку противоречит естеству марксизма. Не может марксистская партия быть частью врага (как минимум не-союзника), тем более не может врагом (не-союзником) учреждаться.

70 лет партийному руководству удавалось выворачиваться, декларируя лозунги вроде «усиления по мере продвижения к «коммунизму» (читай отмиранию государства). Однако бесконечно это продолжаться не могло. 1991-й год наступил.

В заключение мы должны задать вопросы Минюсту и ЦИК уже современной Российской Федерации:

В уставе и программе КПРФ, опубликованных на сайте Министерства Юстиции РФ[5] прямо прописано, что КПРФ «руководствуется марксистско-ленинским учением», а значит, либо будет бороться с Российским государством, как с государством в принципе, либо, в лучшем случае, не станет препятствовать «отмиранию». И партия с такими установками официальна зарегистрирована? Российское государство в лице Минюста о себе заботится или как? ЦИК допускает до выборов партию и кандидатов, которые руководствуются идеологией, направленной не на сохранение государства, каковым является и Российское Государство и вроде бы как так и нужно?

Исходя из писем, которые мы получили из Минюста, их официальная позиция – невмешательство в идеологию в соответствии со статьей 13 Конституции РФ. Но признавать идеологическое разнообразие – это одно, а официально регистрировать партии, которые руководствуются деструктивными идеологиями – другое. Может быть, Минюсту стоит скорректировать свою позицию и всё-таки изучать идеологии, которым они придают официальный статус, регистрируя партии? ЦИК, кстати, занимает аналогичную позицию.

В общем, вопросы получаются суровые.

Хотите быть в курсе наших разработок? — Подписывайтесь на наш канал!

Поддержать канал можно на карту Альфа-банка 4584 4328 2292 3273 или

Яндекс-кошелек 4100112595121984


[1] Во время взятия власти и создания государства ВКП(б) носила разные названия, мы используем наиболее известное.

[2] Полагаю, сомневающихся в декоративной функции советов, найдется немного.

[3] Существовало с 1946-го.

[4] Существовало с 1927-го по 1935-й.

[5] https://minjust.gov.ru/ru/documents/7768/