ГОЛЛИВУД РЕАНИМИРУЕТ МАРКСИЗМ?

Со времен СССР и ангитпропа за Голливудом сохраняется репутатция гнезда антисоветизма. Достаточно вспомнить «Красный рассвет», «Рэмбо», «Рокки IV», «Зверь войны» и т.п. По инерции такая установка распространялась и на марксизм, как на заявленную идеологию СССР. В последние десятилетия антисоветская направленность, по понятным причинам, сошла на нет, а вот антимарксистская – поменяла свой знак. Но здесь другой контекст и, по-видимому, другие причины.

Фильм «Мажестик» (снятый в 2001-м году) привлек мое внимание тем, что в нем известный комик Джим Кэрри выступил в необычном для него драматическом амплуа. Наш разговор посвящен не товорчеству актера, а фильму с его участием, тем не менее, отметим, что сыграл он достойно.

На сюжете также не стоит останавливаться. Идея «возвращения» человека в «родную» деревню, где его принимают за пропавшего много лет назад односельчанина неоднократно использовалась в кино и литературе: «Две Дианы» Дюма, фильмы «Возвращение Мартена Герра» и «Соммерсби». Но здесь нюанс в том, что в этих произведениях самозванец изначально и сознательно действовал с мошенническими целями. В «Мажестике» же герой теряет память в результате контузии в автокатастрофе. И знимает место погибшего как бы «не со зла». После ряда перепетий его всё-таки принимают за своего, но уже под новым именем.

Мы же остановимся на перепетиях. Дело в том, что действие фильма происходит во времена «маккартизма»[1] и герой Джима Кэрри – сценарист Питер Эпплтон перед автокатастрофой был обвинен в участии в коммунистическом заговоре (хоть и не имел к нему отношения и вообще был аполитичен, занимаясь только кино), а после того как его нашли агенты ФБР, что стимулировало окончательное возвращение памяти, он таки предстал перед судом Конгресса. Однако повел себя не так как ему советовали адвокаты, не оговаривал своих коллег, а поступил так, как велели совесть и конституция: заявил о своей невиновности. Просматривается конкретный реверанс в адрес кинематографистов, попавших в так называемый «черный список» по обвинению в сотрудничестве с коммунистической партией или хотя бы в симпатии к ней.

Другой интересный пример – это вышедший в 2015-м году на экраны биографический фильм «Трамбо». Он посвящен голливудскому актеру и сценаристу Далтону Трамбо (1905 – 1976). (Для российского и советского зрителя он известен в как автор сценариев фильмов «Спартак» с Керком Дугласом и «Римские каникулы»[2] с Одри Хепбёрн и Грегори Пеком.) Авторы биографического Картина откровенно восхищаются и симпатизируют Далтону Трамбо.

Возникает вопрос, а зачем эти извинения и реверансы? Признавать свои ошибки – неплохо. Но зачем тратить на это миллионы долларов? Бюджет фильма «Мажестик» составил 72 млн. долларов, а сборы — 37 млн. долларов. Убытки – 35 млн. Бюджет фильма «Трамбо» составил 15 млн. долларов, а сборы – 8,2 млн. Убытки – почти 7 миллионов. Не дорогова-то ли для извинения? Не проще ли было посмертно извиниться и вручить потомкам «Оскара» за «Римские каникулы»? Значит дело в другом.

Сторонники марксизма заявят, что «учение о пролетарской революции показывает свою мощь и набирает силу». Но есть и встречный вопрос: «Откуда у пролетариата десятки миллионов долларов на явно убыточные проекты?»

Последствия «первого пришествия» марксизма мы наблюдали у себя в стране в 1917-м. Хаос и разруха революции и Гражданской войны предолевались потом неимоверными усилиями. А раскол на «белых» и «красных» ощущается и спустя столетие. Не имеем ли мы дело с подготовкой ко «второму пришествию»?

Вопрос соответствия марксизма – ленинизма – троцкизма истинному содержанию понятия «коммунизм» оставим для отдельного разговора. Отметим, тем не менее, что в фильме «Мажестик» коммунистический, объединительный элемент есть. Там жители городка, кда попал Питер Эпплтон, сплачиваются, объединяются. Но вокруг чего? Что являлется объединительной идей для авторов фильма? – Культура, точнее кино, — жители городка совместно восстанавливают пришедший в упадок кинотеатр. Память о погибших в годы Второй мировой войны – общими усилиями устанавливается монумент в память о невернувшихся. Конституция США – только после того, как герой выступил в Конгрессе и заявил о своей невиновности на основании конституции США, жители городка все вместе вышли встречать его на станции. Как видим, своей стране, в качестве объединтельных ценностей Голливуд предлагает совсем не марксизм.

Друзья! Если вы считаете наши публикации нужными для страны, можете поддержать проект:

Карта сбербанка: 4276 1609 1075 0497

Кошелек яндекс-деньги: 410014816271334

[1] англ. McCarthyism — по фамилии сенатора Джозефа Рэймонда Маккарти, движение в общественной жизни США, имевшее место в период с 1950 по 1957 год и сопровождавшееся обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан. Объективным основанием для преследования американских членов коммунистических организаций была активная легальльная и нелегальная работа под их прикрытием советских спецслужб, а также Коминтерна, который после 1943-го стал просто международным отделом ЦК ВКП(б), а по сути – еще одной советской спецслужбой. С другой стороны, «под раздачу» попали многие люди, у которых и в мыслях не было вредить собственной стране. Наиболее громкой стала так называемая «голливудская десятка», в которую вошли крупные деятели Голливуда, в том числе Далтон Трамбо.

[2] Сценарий был написан под псевдонимом, но в в последствии псевдоним был раскрыт и в 2011-м имя было внесено в титры официальных версий фильма.