РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПРОЗА ЖЕНЩИНЫ-МАТЕМАТИКА

Софья Васильевна Ковалевская. Её портрет висел практически в каждом кабинете математики. О ней говорили как о первой русской женщине-математике. Так получилось, что с её работами я совершенно не был знаком. У меня высшее техническое образование и я имею представление, что такое Декартовы координаты, геометрия Евклида и Лобачевского, законы Паскаля и Лавуазье, формулы Журавского и других.


А вот фамилия Ковалевская на лекциях не звучала. Я механик и её работы области преломления света вполне могли оказаться за пределами нашей учебной программы. Однако работы по дифференциальному исчислению и «вращательному движению тела вокруг точки под воздействием силы тяжести» (проще говоря, волчку) также не попали в курс лекций. Вполне может быть, Софья Васильевна исследовала какие-то узкие специфические вопросы, которые не особо нужны практикующим инженерам. В прочем, об этом поговорим отдельно.

В общем, получилось так, что в первую очередь мне выпало познакомиться не с математическим, а с литературным творчеством Ковалевской. В руки попала книга «Избранные произведения» Я открыл её, ожидая увидеть математические выкладки, и был удивлен, когда увидел повести, рассказы и стихотворения. В прочем, в этом нет ничего особо оригинального. Математиком был Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране чудес». Музыканты и химики до сих пор делят Александра Бородина, известного как оперой «Князь Игорь», так и своими работами в области органической химии. Тем не менее, оказалось занятно.

Большую часть произведений сборника скорее следовало бы отнести к разряду литературных опытов. Не будь Софья Васильевна известна как математик, эти произведения таки остались бы раз опубликованными в ныне забытых журналах. Однако повесть «Нигилистка» стоит несколько особняком. Как по уровню текста, так и по уровню созданных образов. Особо нужно отметить идеологический заряд повести. Начнем с того, что героиню повести, Веру Баранцову можно сравнить с Рахметовым Чернышевского. Тот же поиск применения своим силам, то же стремление изменить существующий порядок, то же самоусовершенствование. И, наконец, реальное самопожертвование во имя спасения революционера. Вера добилась заключения брака с осужденным к смерти Павленко и последовала за ним на каторгу. Здесь можно было бы много говорить о «новой декабристке», да еще учитывая её отношение к А.С. Пушкину. Литературные критики советского разлива придумали бы и другие эпитеты. Тонко, последовательно описан путь, от провинциальной дворянской девочки, мало что читавшей кроме церковной литературы, к революционерке, чьей целью стало мученичество за светлые идеалы. Показаны люди, повлиявшие на Веру, главным образом, вольнодумствующий ссыльный преподаватель Васильцев. Именно он заронил в душу девочки, восхищенной подвигами христианских мучеников идею, что мученичество возможно и в настоящее время и что сейчас есть люди, страдающие подобно святым апостолам. Её поиски пути, попытки найти себя в общественной жизни, науке. Наконец – озарение: Она может спасти жизнь истинного героя, да еще и почти приняв мученический венец. Уместно сравнить Веру Баранцову с тургеневскими Базаровым и Инсаровым. Их нигилизм больше в области настроений. Действий практически нет. Один занимается науками – «режет лягушек», дела другого вынесены за пределы России. А героиня Ковалевской совершает реальный поступок. И здесь Софья Васильевна опередила Тургенева.

Эмоциональный настрой, с каким написана повесть. Однозначно положительное и даже восхищенное отношение автора к героине. Наличие реального прототипа, делает произведение очень привлекательным примером для романтически настроенной молодежи. Фактически, мы имеем дело с хорошего уровня «агиткой». Так что Софью Ковалевскую можно поставить где-то рядом с Максимом Горьким с его «Матерью», написанной уже на «большевистском» этапе.

К достоинствам повести следует отнести и рельефно выписанное состояние дворянства во время освобождения крестьян. Их катастрофическую неготовность. Моральный и материальный упадок бывшей элиты России. Здесь я позволю себе сделать небольшое отступление и остановиться на роли дворянства в государстве. Дворяне – воинское сословие. Их функцией из поколения в поколение была защита страны. Повинности крестьян в пользу дворян, означали, фактически, плату за защиту. Любая повинность – ничто, по сравнению с набегом крымчаков или нашествием поляков. Понятно, что дворяне умели воевать, этому их учили из поколения в поколение. Этим было пропитано их воспитание. Каждая дворянка, рожая сына, знала, что он пойдет на военную службу и, очень вероятно, будет убит или искалечен. Дворянин, особенно на действительной службе жил с сознанием, что это день может быть последним. Умели воевать, рисковать жизнью и в массе своей не умели хозяйствовать. Поэтому смена порядка для большинства из них стала катастрофой. Имения приходили в упадок и продавались за бесценок. Источником средств существования всё чаще становилась военная и государственная служба. Это всё Софья Васильевна опустила. Однако кризис провинциального дворянства, его попытки приспособиться к новой жизни. Переход от положения хозяев жизни в положение из жизни выброшенных,. На примере семьи Баранцовых показаны очень хорошо. И это также вписывалось в советский тезис о «загнивании» дворянства.

Осталось непонятным, почему эта откровенно идеологизированная повесть, полностью вписывающаяся во второй период русского революционного движения. Показывающая пример жертвенности ради «светлого будущего». Подкрепленная авторитетом ученого европейского уровня. Не была включена в школьную программу по литературе. Возможно, трансформация от подвижничества христианского к подвижничеству революционному не вполне вписывалась в атеистические принципы? Возможно, дело в том, что в остальном уровень Ковалевской как литератора, скажем так, не высок, и говорить о ней как о явлении русской литературы XIX века очень трудно? Может быть, из-за того, что она практически безвылазно проживала в Европе. Тот же Тургенев, хоть и наездами, но в России бывал. Может быть что-то еще.

Друзья! Если вы считаете наши публикации нужными для страны, можете поддержать проект:

Карта сбербанка: 4276 1609 1075 0497

Кошелек яндекс-деньги: 410014816271334