КТО НАЗНАЧИЛ «ВЕЛИКОГО МАТЕМАТИКА»?

Второй Ковалевский в жизни Софьи Ковалевской.

Когда я писал, что советская историография однобоко освещала жизнь Софьи Ковалевской, делая акцент исключительно на математической части её биографии, то был не вполне прав. Да, в учебниках ничего не писалось про её сестру – близко знавшую Маркса и Бакунина. Ничего не писалось о муже сестры Викторе Жакларе – революционере-бланкисте. Как и о многом другом.

Однако в 1985-м году по советскому телевидению был показан трехсерийный фильм «Софья Ковалевская», где нашли отражение и повесть «Нигилистка», и Парижская Коммуна. В фильме было открытым текстом сказано, что окружение не разглядело, не дало развиться таланту В.О. Ковалевского – основателя эволюционной палеонтологии. Там же, хоть и от лица отрицательного персонажа была высказана версия, что все коммерческие предприятия В.О. Ковалевского были следствием желания удовлетворить прихоти «Софы». По всей видимости, авторы фильма не обошли вниманием книгу Л.Ш. Давиташвили «В.О. Ковалевский», интонации книги в фильме прослеживаются достаточно четко, хоть и не выводятся на первый план. По всей видимости, дело шло к «Перестройке» и многие негласные «табу» были подзабыты. А возможно, что-то было приоткрыто сознательно, ну да об этом позднее.

Однако фильм показал еще одного интереснейшего персонажа, о котором в советской историографии практически не упоминалось. Причем не просто показал. Фильм с него начинается и им же заканчивается. Зрителю явно намекают, что этот человек был важнейшим в судьбе Софьи Ковалевской. У нас, со своей стороны, есть основания предполагать, что именно он мог сыграть решающую роль в назначении Софьи Ковалевской «великим математиком». Речь идет о Максиме Максимовиче Ковалевском – однофамильце и последнем увлечении Софьи Васильевны.

А личность более чем примечательная. Родился в 1851-м году. Получил прекрасное образование, в том числе за рубежом. Был знаком с Марксом, о чём оставил воспоминания. Известно, что тот относил Ковалевского к числу своих «научных друзей». Сам Ковалевский писал: «Очень вероятно, что без знакомства с Марксом я бы не занялся ни историей землевладения, ни экономическим ростом Европы, а сосредоточил бы своё внимание в большей степени на ходе развития политических учреждений, тем более, что такие темы прямо отвечали преподаваемому мной предмету»[1]. После защиты магистерской диссертации, с сентября 1877 по 1887 год преподавал в Московском университете, читал курс по истории зарубежных государственных учреждений; с 1878 года — профессор юридического факультета. Активный общественный деятель. В апреле 1879 года участвовал в работе Первого земского съезда в Москве. В 1887-м уволен из университета, по ряду свидетельств по соображениям благонадежности, и жил по преимуществу в Лондоне и Париже, а также на своей вилле Батава в Больё-сюр-мер около Ниццы.

Чем он занимался в последнее десятилетие XIX века точно не известно. Доступные источники выдают туманную формулировку «читал лекции». Однако в 1901 году вместе с Е. В. де Роберти и Ю. С. Гамбаровым основал в Париже Русскую высшую школу общественных наук, где проходили обучение российские политики оппозиционного направления. Лекции в ней читали учёные и политические деятели самой разной ориентации (С. А. Муромцев, П. Б. Струве, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Г. Тард).

В 1905-м году возвращается в Россию, участвует в основании «Партии демократических реформ» и в 1906-м избирается в Государственную Думу. В 1907 году избран членом Государственного совета от академических организаций и университетов. Напомним: Манифест 20 февраля 1906 года и новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 года учреждали Государственный совет как законодательный орган — фактически, верхнюю палату первого российского парламента, наряду с нижней палатой — Государственной думой. Это значит, что Максим Максимович входит в высшую элиту России на тот исторический момент. Причем элиту специфическую – нарождающийся российский парламентаризм.

Кроме того, преподает в ВУЗах в звании профессора. С 1910 года Ковалевский — декан юридического факультета частного Петроградского университета. В 1910-м же году совместно с Е. В. де Роберти основывает первую в России кафедру социологии.

С 1908 года Ковалевский — президент Педагогической академии Санкт-Петербурга, а с 1914 года — председатель Петербургского юридического общества.

В 1912-м номинируется на Нобелевскую премию мира.

Возникает здравый вопрос: Как эмигрант, без малого 20 лет проживавший вне Родины, смог буквально после возвращения избраться в Думу, получить серьезные места в учебных заведениях столицы, избраться и пр. Какая сила его двигала?

Свет проливает публикация Александра Алешкина «Масоны «думской ложи»[2], из которой следует, что М.М. Ковалевский прибыл в Россию как эмиссар парижских масонов. Он основывает московскую ложу «Возрождение», и питерскую «Полярная звезда». Другие источники не подтверждают участия М.М. Ковалевского в основании лож, но все сходятся к тому, что он был одним из руководителей масонства в России. По мнению Нины Берберовой[3], Ковалевский был введен в масонскую ложу в Париже в конце XIX века. И тогда становится понятным, чем занимался Ковалевский в последнее десятилетие XIX века и чем обусловлен буквально вертикальный карьерный взлет в России. Работал в масонской структуре и рос по масонской иерархии. И в 1905-м прибыл в Россию с компетенциями и полномочиями достаточными, чтобы руководить масонством на месте и, опираясь на него, стремительно входит в высшие эшелоны новой российской власти.

Здесь нужно вспомнить о дважды упомянутом нами Евгении Валентиновиче де Роберти. Это видный деятель русского масонства. О нем известно больше. Был посвящён в степень ученика в парижской русской ложе «Космос» № 288 (Великая Ложа Франции) 9 февраля 1888 года, возведён в степени подмастерья и мастера-масона 23 февраля 1888 года. Почётный член ложи с 1908 по 1913 годы.[4] Был основателем и активным участником целого ряда масонских лож. Член-основатель масонской ложи «Возрождение» (1906 год), находившейся под эгидой Великого востока Франции.[5] Около 1906 года, в Москве, была учреждена ложа «Феникс», находившаяся под эгидой Великой ложи Франции. В этой ложе Де Роберти занимал должность досточтимого мастера.[6] Скорее всего, работавший рука об руку с ним М.М. Ковалевский, прошел сходный путь и достиг аналогичных степеней.

А причем здесь Софья Васильевна? Казалось бы, что тут такого особенного? Взрослые (под 40), не обременённые узами брака люди нашли друг друга. Такое даже в те годы не было чем-то предосудительным.

Однако давайте обратим внимание на хронологию событий. Ковалевский приезжает в Стокгольм в начале 1888-го. Он читал лекции по всей Европе, ничего особенного. На лекции встречает Софью Васильевну – тоже ничего особенного. Эмансипированная эмигрантка пришла послушать известного соотечественника, да еще и с неким революционно-романтическим ореолом.

Однако через год после этой встречи обычный преподаватель математики заштатного университетского колледжа, с едва десятком не особенно примечательных научных работ, вдруг становится лауреатом премии Бордена Парижской академии наук за открытие третьего классического случая разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. И становится, таким образом, в один ряд с Эйлером и Лагранжем.

Могла встреча в Стокгольме быть неслучайной? Ну чего ради Ковалевскому, который только что приехал в Европу и которому нужно делать имя в интеллектуальных столицах, у которого есть недвижимость во Франции, ехать в Швецию – европейскую периферию? Могла это встреча быть своеобразными смотринами? Хорошо знающий русскую специфику эмиссар влиятельных французов приехал посмотреть кандидатку в символы эмансипации — живого укора российскому мракобесию? Исходя из выше изложенного, вполне вероятно. Судя по вручению премии, смотрины были успешными. И тогда, романтическая связь явилась, в некотором роде, побочным эффектом.

Таким образом, обозначается конкретная сила, благодаря которой Софья Ковалевская была назначена «великим математиком».

В заключение вернемся к фильму 1985-го года. В нем М.М. Ковалевский был выведен едва ли не главным персонажем в судьбе Софьи Васильевны. Есть основания полагать, что это было сделано с целью, в условиях начинающейся «демократизации», напомнить тогда еще советской, интеллектуальной общественности имя одного из крупнейших деятелей российского парламентаризма.


[1] Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. Часть 2. — М.: Политиздат, 1983.

[2] https://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/11/17/masony_dumskoj_lozhi

[3] Нина Берберова «Люди и ложи. Русские масоны XX столетия». «Прогресс-Традиция»  1997

[4] http://samisdat.com/5/23/523f-kos.htm

[5] http://samisdat.com/5/23/523r-voz.htm

[6] http://samisdat.com/5/23/523r-mos.htm